повторяя интонацию. Убедитесь, что «якорь» работает, что налицо физиологические признаки желаемого состояния. Если же этого не наблюдается, необходимо повторить этапы с 1 го по 3 й, тем самым усилив ассоциацию «якорь» — «состояние». После окончательной установки «якоря» на желаемое состояние, снова измените состояние человека на обычное.
5. На этом этапе устанавливается «якорь» для проблемного состояния. Вспомните особенности состояния человека, связанные с проблемой или с негативным опытом. Повторите этапы 2 й, 3 й и 4 й уже по отношению к негативному состоянию. «Якорите» его другим особым прикосновением в другом месте. Измените состояние на обычное.
6. Вызовите у человека каждое состояние по очереди, попеременно применяя «якоря» и произнося приблизительно следующее: “Случаются моменты, когда Вы ощущаете «"голубое"» (включите негативный «якорь»), хотя в таких условиях Вам действительно лучше бы ощущать «"желтое"» (включите позитивный «якорь»)”. Повторите это несколько раз, без перерыва.
7. Подготовьтесь к одновременному включению «якорей», и затем скажите что то вроде: «Следите за любыми изменениями в Вашем сознании» — и задействуйте оба «якоря» одновременно. Внимательное наблюдение за реакцией человека позволит обнаружить признаки изменения или смешения. Сначала уберите негативный «якорь», а потом позитивный (в данном примере — это прикосновения).
8. Это этап проверки, разрушен ли негативный «якорь». Попросите человека вновь вернуться в проблемное состояние либо просто задействуйте «якорь» проблемы. Должно наблюдаться состояние, промежуточное между позитивным и отрицательным («зеленые» тона), либо некое новое, отличающееся от них состояние. Лучший результат — вход в позитивное состояние. Если все же наблюдается негативное, проблемное состояние, то это сигнал о том, что человек нуждается в каких то дополнительных ресурсных состояниях. «Заякорите» их на том же самом месте, что и первое позитивное состояние. Снова перейдите к этапу 6.
9. Побудите человека предположить, что в ближайшем будущем могут возникнуть ситуации с негативными ощущениями. Пусть воображение проведет его через эти условия. Попросите описать свое состояние и наблюдайте за внешними физиологическими проявлениями этого состояния. Если выявилось недовольство состоянием или перспективами, определите, какими ресурсами тут можно помочь. «Заякорите» эти ресурсные состояния на том же месте, что и первое позитивное состояние, а потом продолжайте с этапа 6. Техника разрушения «якорей» станет работать только тогда, когда позитивное состояние станет интенсивнее негативного. Не исключено, что Вам нужно будет накапливать позитивные состояния на одном «якоре» для достижения этого.
Основоположники NLP подчеркивали, что оно родилось в том числе и из техник латиноамериканской магии, только поднявшихся на научный уровень. Поэтому не удивительно, что упражнения и практика по «якорной» технике очень смахивают на действия колдунов. Вы что то извлекаете из памяти человека, подменяете это чем то другим и неизменно добиваетесь результата.
Если же Вам стала известна внутренняя стратегия партнера при решении какого нибудь вопроса, то использование «якорной» техники может стать особо эффективным. Выше Вы уже читали о необходимости выработки автоматической наблюдательности за глазодвигательными стереотипами. Сейчас это пригодится уже в «боевом режиме». Предположим, что Вы хотели бы, чтобы кто то из сослуживцев перестал лениться. Как это сделать на уровне подсознания? Спросите его: «Ты когда нибудь хотел поработать, у тебя были приливы трудолюбия?» После естественной паузы он ответит: «Да, конечно», а Вы в этот момент дотрагиваетесь, например, до его правого предплечья . Затем спрашиваете: «А каким образом ты понимаешь, что хочется поработать?» (когда мимика и дыхание покажут, что человек действительно представил себе это, Вы вновь прикасаетесь к его правому предплечью ). Коллега ответит что то вроде: «Да у меня просто появляется такое ощущение…» Но в первую очередь нужно обратить внимание на невербальный ответ — на движение зрачков. Именно это укажет на внутреннюю стратегию формирования трудолюбия. Обычно такие ответы более информативны. Например, зрачки человека могут сделать движение влево по горизонтали, а затем — вправо вниз (мы, разумеется, видим это как вправо от нас по горизонтали + влево вниз). Стало быть, истинная стратегия выработки трудолюбия у него — «слышу » чувствую». Исследование закончено, начинается воздействие. Теперь Вы можете «возвратить» партнеру и его стратегию, и «якорь»: