и псевдообщительность, общение с такими людьми должно быть сдержанным, предельно лаконичным, одобрение — скупым и только за конкретное выполненное дело, за достигнутый результат. Любое перебарщивание обязательно вызовет подозрительность, которая будет препятствовать выполнению цели воздействия.
4. Возбудимый тип. Это люди с неуравновешенным характером, склонные к импульсивному поведению, аффективным реакциям. Вспышки беспочвенного гнева у них могут чередоваться с периодами излишней предупредительности, услужливости, рьяно демонстрируемой лояльности. В момент приступа гнева не нужно с ними спорить, пытаться что то доказать и показать. Единственное, что даст эффект — внезапное переключение их внимания, отвлечение от предмета возбуждения. В момент возникшего спокойного состояния нужно провести необходимое внушение ровным, спокойным голосом. Наряду со сдержанностью, сохранением определенной «дистанции» важно настойчиво проводить свои идеи. Необходимо чередовать переключение на нейтральную тему и вновь — на подлежащие внушению вопросы.
5. Тревожно мнительный тип. Такие люди хорошо воспринимают волевую, уверенную манеру поведения суггестора. На них отлично действуют слова, произносимые спокойно и авторитетно, а также разумная похвала их действиям. Учитывая их неуверенность в себе, не следует давать им задания, рассчитанные на длительный период. Каждая инструкция должна быть краткой и четкой. После выполнения задания необходимо дать таким людям понять, что все они сделали правильно, похвалить или, спокойно проанализировав неудачу, дать новую краткую инструкцию.
Хорошо подвержены внушению те, кто:
• Проявляют свою слабохарактерность (робкие, стеснительные, пугливые).
• Не склонны подвергать слова других сомнению (простодушные, доверчивые).
• Люди с низкой самооценкой — покорные, предрасположенные к зависимости от других (ищут себе «хозяина», очень услужливые).
• Обладают слабым логическим мышлением.
• Имеют медленный тип психической деятельности.
• Впечатлительны и суеверны.
• Страдают психопатией, импотенцией, наркоманией.
Трудно поддаются внушению те, кто:
• Занимают активную жизненную позицию (энергичные, инициативные).
• Обладают сильными волевыми качествами (а также самолюбивые, высокомерные).
• Имеют очень замкнутый и угрюмый характер.
• Исключительно эксцентрично и откровенно проявляют свои чувства.
• Не зависят ни от кого, а, напротив, имеют кого то, зависящего от себя.
Проведению внушения способствуют:
• Воздействие не на одного человека, а на группу людей или на толпу.
• Экстравертированность суггеренда (преимущественная направлен ность личности на мир внешних объектов).
• Полное отсутствие информации (неосведомленность или некомпетентность) или же ее чрезвычайная противоречивость.
• Очень авторитетный (как живой, так и печатный) и при этом хорошо знакомый источник.
• Внутреннее ощущение зависимости от кого то или чего то у суггеренда.
• Сильное психофизическое истощение и переутомление объекта.
• Некая тревожность, стрессовое состояние или психологическая напряженность суггеренда (гнев, экстаз, страх, поиск выхода из сложной ситуации).
• Явная желательность или приятность внушаемой информации.
• Жесткая категоричность заявлений и требований.
• Шоковая неожиданность сообщения.
• Недостаток времени для принятия суггерендом решения.
• Повторяемость подсовываемой информации.
• Абсолютная логичность (или видимость этого) и особая эмоциональность сообщаемой информации.
Проведению внушения иной раз мешают следующие специфические внутренние барьеры:
• Критически логический (отвергание человеком всего, что кажется логически необоснованным). Проявляется у людей, мыслящих «логическими структурами».
• Интуитивно аффективный (отметание всего, что не вызывает у человека подсознательного доверия или уверенности). Проявляется у людей, больше всего доверяющих своей интуиции.
• Этический (неприятие того, что противоречит нравственно этическим воззрениям личности). Проявление зависит от уровня моральной допустимости и от стойкости внутренних моральных установок человека.
Преодоление этих барьеров в большинстве случаев для тренированного суггестора подразумевает лишь умелую подстройку под них, а в более сложных вариантах — применение других приемов NLP, о которых речь еще впереди.
3.2. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОСВЕННЫХ ВНУШЕНИЙ
3.2.1. Ассоциативная суггестия
Любой разговор ищет своего продолжения в ассоциативных связях. Это свойство можно эффективно использовать в направлении разговора в нужное русло, в программировании