Вопросная суггестия
Она основана на том, что каждый ответ человека на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает объекту вопросы и, получая ответы на них, подводит дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием суггестии, т.е. суггестор вопросами «подбрасывает идею» человеку. Общение с помощью вопросов во много раз эффективнее, чем попытки заставить людей думать так же, как Вы. С помощью умелых вопросов Сократ добивался того, что было не под силу многим за всю историю человечества: он радикально менял мышление людей.
Классификация вопросов
Р и т о р и ч е с к и е в о п р о с ы
Вопросы, не требующие ответа. Их цель — служить более глубокому анализу проблемы, вызывать новые вопросы, указывать на нерешенные проблемы или обеспечивать поддержку Вашей точки зрения со стороны участников беседы путем их молчаливого одобрения.
В о п р о с ы — с к р ы т ы е к о м а н д ы
Вопросы, требующие не столько ответа, сколько определенного действия, например: «Не мог бы ты сделать „…“?» Данный тип вопросов более подробно рассмотрен в разделе «Оперативное гипновоздействие».
З а к р ы т ы е в о п р о с ы
Это вопросы, на которые можно дать лишь ответ «да» или «нет».
О т к р ы т ы е в о п р о с ы
На вопросы этой многочисленной группы невозможно ответить «да» или «нет»; они требуют какого то разъяснения, развернутого ответа:
Вступительные вопросы
Мастерски поставленный вопрос является неплохим стартом. У слушателя появляется интерес и состояние положительного ожидания. Например: «Если я предложу Вам решение Вашего вопроса, Вы можете найти для меня несколько минут?» Даже если на такой вопрос односложно ответить «да», все равно создается плацдарм для дальнейшей беседы.
Подтверждающие вопросы
Их задают с целью найти взаимопонимание, например: «Вы, наверное, тоже рады тому, что…?»; «Если я не ошибаюсь, Вы считаете, что…?»
Вопросы связки
Существуют четыре вида связок: стандартные, обратные, внутренние и связки рефрены. Сочетая их в разумных пропорциях, Вы сможете совершенно незаметно применять эту высокопроизводительную методику.
1) Стандартные связки
Связка прикрепляется к концу предложения, например:
«В наши дни нужно быть особенно бережливым, верно?»
«Безопасность заботит всех, не так ли?»
«Забавные обои, правда?»
Когда собеседник согласится, что суть вопроса соответствует его потребностям, то приблизится к окончательному решению. Вот некоторые, особенно полезные в разговоре, связки:
Верно?
Правда?
Вы согласны?
Согласитесь?
Так?
Так или иначе?
Согласны Вы с этим?
Правильно?
Действительно?
Не так ли?
Не правда ли?
Вам не кажется?
Вы не находите?
В самом деле?
Располагая их с умом в окончаниях фраз, Вы получите множество положительных ответов.
2) Обратные связки
Это те же самые связки, только размещенные в начале предложения. Их можно чередовать со стандартными — для разнообразия и большей теплоты в общении. Не думайте, что это слишком просто: мы говорим о привычках речи, помогающих в очень тонкой и сложной области общения.
Для того чтобы приучить себя к автоматизму использования этих эффективных в работе связок, требуется постоянная тренировка.
3) Внутренние связки
Это использование частиц «разве» или «не» в середине сложно подчиненного предложения.
"Теперь, когда мы устранили эту проблему, разве
Вам не приятно ощутить, что…"
"Когда Ваша жена увидит эту кухню, не будет ли
это для нее приятным сюрпризом?"
4) Связки — рефрены
Этот вид связок применяется по разному. В простейшем случае Вы «приклеиваете» связку к любому утверждению собеседника, оказывающего положительное влияние на Ваши цели.
С о б е с е д н и к: "Да, мощность двигателя солидная" .
В ы: «Да, не правда ли?»
Партнер произнес это, значит, для него это правда. Используя связки рефрены, Вы каждый раз превращаете высказывания собеседника о полезных качествах чего либо в дополнительное согласие.
Ознакомительные вопросы
Вид открытых вопросов, знакомящих нас с мнением собеседника, например: «Каковы Ваши цели относительно…?»
Информационные вопросы
Вид открытых конкретных вопросов с целью сбора дополнительной информации. Могут быть как прямыми, так и наводящими.
Зеркальные вопросы
Состоят в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой точки зрения.
Переломные вопросы
Они удерживают беседу в строго установленном направлении