выйти из неудобной для него ситуации и, при необходимости, «спасти свое лицо». Приуменьшайте его ошибки, доказывайте, что исправить их легко, и сделать это будет приятно, что это доставит Вам радость.
55. Когда ничего более не действует, бросайте вызов, задевайте за живое (учтите, что это только часть приема — сам по себе такой вызов симпатии не создает).
56. Никогда не показывайте, что Вы видите, как собеседник сдался или заметно отступил от собственных позиций.
Не забывайте, что общение при разговоре, формирующем первое впечатление, обычно затрудняется, раздражая собеседника, по следующим причинам:
1. Отсутствие зрительного контакта: отведение глаз при вопросах, разговор в очках с затемненными стеклами, невозможность увидеть глаза собеседника, в результате чего человек наделяется всевозможными отрицательными качествами (лживостью, скрытностью, невоспитанностью).
2. Прищуренные глаза (могут свидетельствовать об агрессивности, коварстве или угрозе).
3. Негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных или интимных делах, — будь то болезни или неприятности на работе, частое употребление "Я").
4. Банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов).
5. Пассивность (поддакивание собеседнику вкупе с выраженным нежеланием высказывать обдуманное мнение).
6. Равнодушие к собеседнику или к теме разговора.
7. Низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразная тональность голоса, нежелание смотреть партнеру в глаза).
8. Самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах).
9. Извинительные высказывания и нерешительность (даже самые малые проявления).
10. Избыточная горячность, нетерпеливость, резкость в высказываниях.
11. Зажатая поза во время разговора.
12. Слишком раскрепощенная поза в кресле или отклонение тела назад в процессе разговора.
13. Ерзание на стуле — свидетельство неуверенности и нереши тельности.
14. Сидение на краешке стула, создающее впечатление, что Вы хотите поскорее избавиться от собеседника.
15. Угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно «клещами тащить каждое слово»).
16. Постоянная серьезность (отсутствие улыбки и восприятие всего всерьез).
17. Неприкрытая льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие). Чрезмерная вежливость.
18. Отсутствие тактичности, скоропалительные оценки услышанного и выводы (прерывание речи собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению заставляют принимать оборонительную позицию, что препятствует нормальному общению).
19. Повышенная отвлекаемость (уход от рассматриваемой проблемы по любому поводу, частое использование в разговоре отвлекающих ассоциаций и сленга).
20. Притворство. Разыгрывание заинтересованности или сопережи вания (отсутствие какого либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся; иной раз воспринимается как оскорбление).
21. Высокомерие (надменность к собеседнику, роль прорицателя и умника, «процеживание» слов сквозь зубы, взгляд свысока).
22. Признаки неуважения и пренебрежения к собеседнику, грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие).
23. Любое моральное давление на собеседника, заставляющее его занимать позицию защиты.
24. Покашливание. Привычка откашливаться несколько раз за время беседы очень непривлекательна. Если желание откашляться — привычка, то лучше стараться делать вместо этого глотательные движения.
25. Хихиканье. Некоторые люди хихикают, стараясь заполнить паузы или сгладить неловкие моменты. Один два раза за разговор это может быть простительно, но больше — воспринимается как непривлекательная привычка.
26. Употребление жевательной резинки в процессе разговора.
27. Болтливость (владение разговором как «личной вотчиной»).
28. Слишком быстрая, без пауз, речь.
29. Построение слишком длинных фраз и использование очень длинных слов.
30. Применение безличных предложений, безличных глаголов.
31. Непрошенные советы (особенно, если советующий не очень то разбирается в обсуждаемом вопросе).
32. Привычка делать выводы за собеседника. Злоупотребление утверждениями. Безапелляционные замечания с небрежным отметанием чужого мнения (такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре).
33. Вопросы, на которые собеседник может ответить «нет» (когда человек публично сообщил о своем мнении, оно становится довольно стойким при всех последующих атаках на него).
34. Обилие закрытых вопросов (вопросы, требующие однозначного и односложного ответа