Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

высвечиваются нужные слова, ноты или образы, перерастающие впоследствии в гениальную поэму, песню, картину или изобретение.

Оценка: почему-то выбирается одно, а не другое. Рей Крок упорно хотел купить сеть ресторанов «Макдональдс» вопреки советам своих адвокатов; Конрад Хил-тон в последний момент передумал и повысил цену покупки одного чикагского отеля со 165 000 долларов до 180 000 долларов только для того, чтобы перебить цену

279

конкурента — 179 800 долларов. (В качестве ремарки можно добавить: несколькими годами позже Хилтон сделал 1 миллион долларов (!) на продаже этой самой компании.)

Деятельность: вы вдруг осознаете, в каком направлении необходимо действовать. Неожиданный прорыв в исследованиях Александра Флеминга привел его к великому открытию — изобретению пенициллина.

Предсказание: какое-то подспудное чувство подсказывает, как именно все обернется. Бывает, человек не хочет лететь выбранным ранее рейсом или идти на какое-то мероприятие, а потом оказывается, что он, по счастливой случайности, избежал катастрофы.

Просветление: когда внезапно возникает чувство единения с высшими — религиозными или духовными — силами.

Все эти разновидности интуиции взаимосвязаны, разница лишь в степени предвидения или в том, какое решение принимает ваш разум. Тем не менее, как и многие его коллеги, Голдберг утверждает, что интуиция является сердцевиной многих творческих занятий и открытий. Она, по-видимому, есть фундаментальное событие, возникающее в процессе творческого вызревания: в голове совершенная путаница из-за чрезвычайного количества наработанной информации, но в один прекрасный момент нежданно-негаданно возникает ответ. Но, приходит к выводу Голдберг, интуиции не всегда нужен инкубационный период. Она может сработать спонтанно, без видимой подготовительной стадии, даже с полуслова. В любом случае интуиция поставляет нам варианты решения проблемы, образа нового продукта или диалога между главными героями романа.

Как же разум «интуитирует», внезапно выуживая откуда-то ответ, решение или образ, которые в конечном счете приведут к творческому успеху? Ученые все еще озадачены этим вопросом. Кое-кто из первых исследова-

280

телей относил интуицию, наряду с другими нелогическими характеристиками разума, к правому полушарию мозга, считая ее отражением нелинейного мышления. Другие, напротив, предполагали, что интуиция собирает информацию со всех уголков мозга и выстраивает ее в сложный и целостный процесс. Ученые под руководством стенфордского нейрофизиолога Карла Прибрама даже заявили, что интуиция отражает «голографический» характер мозга. Это означает, что все части мозга копируют хранимые в разных местах данные так, что информация попадает в мозг целиком, без цепи последовательных логических шагов. Тот факт, что интуиция приходит как бы из ниоткуда и не имеет никакого определенного местоположения в мозге, делает эту теорию правдоподобной.

Понятно, что необходимо глубже изучать интуицию, ее физическую и электрическую природу. Но несомненно, что, в отличие от других мыслительных процессов, ее координаты в мозге не могут быть четко определены. И на сегодняшний день единодушно признается, что интуиция зарождается — по крайней мере метафорически — глубоко в мозгу, как раз в той области, которую мы называем бессознательным или альтернативным сознанием. Великий психиатр Карл Юнг давно связал бессознательное и интуицию, когда писал, что бессознательное — «не просто хранилище прошлого, но также полно будущими психическими ситуациями и идеями».

Согласно Юнгу, бессознательное и его интуитивные способности являются столь мощными благодаря разделению на два уровня: персональный и коллективный. Персональный уровень содержит все опыты и впечатления, которые находятся ниже порога индивидуального сознания, в то время как коллективное бессознательное содержит то, что он называл архетипы — универсальные образы, которые позволяют нам обрабатывать наши мысли и чувства инстинктивно. Юнг разъяснил, что архетипы — это не буквальные воспоминания или образы, оставленные нашими предками, но некая предрасположенность освоения мира, которая происходит из

281 «унаследованной с незапамятных времен силы человеческого воображения». Другими словами, в глубинах нашего мозга, наряду с личным опытом, таится врожденный смысл «универсальных истин». В представлении Юнга интуиция и порождаемое ею творчество есть некая разновидность изначального инстинктивного знания. Если придерживаться еще более замкнутой на себе самом логики, то мы интуитивно знаем, что нечто правильно