Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

скорее всего, они напрасно ожидают от себя творческой продуктивности. Существует обширная литература, посвященная вопросам влияния питания на состояние ума и души человека. Как полагает Джужит Вуртман, автор книги «Как управлять душой и телом с помощью пищи», есть три основных принципа питания, о которых нужно помнить всегда:

Углеводы способствуют сонливости. Если вы съедите на обед большой сэндвич или добрую порцию мяса с картошкой, то вам будет не до творчества.

Белки способствуют бодрости, а жиры притупляют остроту ума.

Наилучшая диета включает обилие свежих фруктов и овощей, избегает термообработки продуктов, исключает искусственные ингредиенты — сахар, крахмал, кофеин и алкоголь.

МИНИ-СЕМИНАР

AMJC cnftueicfnufiu6afnb ^й/гческцю OKfUfMccuoMitffo cfieqif

Если вы считаете, что изменения окружающей вас среды не окупятся творческой отдачей, то вы в общем-то правы. Негативная установка ума отвергает те преимущества, которые вы могли бы получить от здоровой, стимулирующей обстановки на вашей работе, какой бы она ни была. Но если вы приложите некоторые усилия и создадите себе приятное, здоровое окружение, вы вскоре убедитесь, что ваш творческий потенциал неизменно растет.

111

Не забывая о семи факторах окружающей среды, начните создавать ее такой, чтобы она помогала вам творить, а не давила на вас. Присмотритесь к обстановке своего дома и/ или рабочего места и проанализируйте ее с точки зрения вашего собственного творческого стиля. Воспользуйтесь приведенной ниже схемой и отметьте, что вам нужно включить в свое окружение в той или иной степени.

Cnifc/йсивой Kt/fioic творческою nacififiasi

Есть один загадочный психологический нюанс, который следует учитывать при выборе цветов, обстановки и даже запахов, которые вас окружают. Это так называемый спусковой курок — намек, который автоматически напоминает вам о том времени, когда вы пребывали в состоянии человека, «подхваченного потоком», выполняя самую сложную работу с удивительной легкостью. Подобно тому как запах горячего глинтвейна напоминает некоторым о восхитительных лыжных прогулках или звуки духового оркестра — о триумфе на футбольном поле, так и определенное чувственное восприятие внезапно вызывает лавину воспоминаний о высшем моменте вашего творчества.

Когда я впервые услышал о спусковых курках творчества, я отнесся к этому скептически. Тем не менее я попробовал выполнить некое упражнение — о котором расскажу чуть ниже — и оно привело меня к таким ярким зрительным и слуховым образам, что я немедленно уверовал в то, что эти «курки» существуют. Так я понял, что конкретно для меня спусковым курком творческого настроя является тяжелый ритм ударных инструментов. Возможно, это напоминает мне о тех днях, когда я работал в компании «Donnelley Marketing» и имел привычку отбивать дробь карандашом во время совещаний с коллегами в те моменты, когда затронутые темы вызывали у меня интерес. С тех пор я стал использовать ритмы ударных инструментов, чтобы обрести творческий на-

112

строй. К слову, эту книгу я писал под аккомпанемент музыки Пола Саймона («Ритмы, святых»), Микки Харта («Барабан Планеты») и великолепные ритмы Бабатунде Олатунджи. Во всех этих произведениях широко используются ударные, что каким-то образом подстегивает мой творческий дух. Генри Дэвид Торо понимал это состояние, когда написал свои знаменитые слова: «Если кто-то идет не в ногу, значит, для него играет другой барабанщик. Пусть он шагает под свою музыку, какой бы она ни была».

Вы тоже можете найти свой спусковой курок в форме звука, цвета, запаха или вкуса. Попробуйте выполнить упражнение, чтобы понять, что же является вашим спусковым курком творческого настроя, чтобы при необходимости воспользоваться им. Другими словами, определите для себя то, что вызывает у вас в памяти лучшие минуты вашей жизни — моменты творчества.

МИНИ-СЕМИНАР

Как. шшШи слцскобой к^иоч-ок Шбо^ческогй насШ/гоя

Это упражнение надо проделывать с партнером. Ниже помещены два листа с наводящими вопросами и свободным местом для записи комментариев — ваших и вашего партнера. Когда вы будете выполнять это упражнение в первый раз, один из вас будет ведущим — он будет задавать вопросы и записывать комментарии, а второй будет участником. Затем вы должны поменяться ролями и повторить весь процесс. Найдите тихое спокойное место и выделите время из расчета примерно двадцать минут на человека.

Как только участник удобно устроится, ведущий просит его закрыть глаза и вспомнить свои самые выдающиеся моменты творчества. Можно вспомнить все, что происходило