Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

на уровне штата показателем освоения моторных навыков. Нам стало ясно, что сия достопочтенная дама все силы тратит на то, чтобы научить детей раскрашивать строго по контуру нарисованные кем-то фигуры, а творческие потребности самих детей попросту игнорирует. Хуже того, она их критикует. Когда воспитательница объяснила нашему сыну, что на уроке рисования нужно сдерживать творческие порывы и строго придерживаться указаний, он начал приносить домой мрачные рисунки, выполненные в темных тонах. Правда, дома он продолжал рисовать так же хорошо и так же «неаккуратно». Мы с женой всегда придерживались мнения, что при игре в искусство никакие правила не нужны.

Но система образования является не единственным ограничителем наших творческих порывов. В ответ на свою попытку создать нечто нестандартное мы зачастую встречаем не участие и поддержку, а только критику. Когда учителя, родители, братья, сестры и приятели, даже не задумываясь о последствиях, высказывают неодобрительное суждение о глиняной фигурке или акварели, о танце или поэме или иных плодах нашего творчества, мы глубоко переживаем и в итоге приходим к выводу, что гораздо спокойнее и безопаснее бросить это занятие, чтобы не испытывать смущения от насмешек и осуждения.

Когда после окончания учебного заведения мы приходим на работу, начинают формироваться новые отношения, в том числе и в семье. Дополнительным препятствием на пути проявления творческих способностей становится стресс. Мы сгибаемся под тяжестью повседневных забот и обязанностей, которые буквально высасывают из нас энергию. Согласитесь, очень трудно заниматься творчеством, когда бежишь с одного совещания на другое, кормишь детей или выполняешь какую-нибудь хозяйственную работу по дому. Недостаток свободного времени и избыток обязанностей — основные помехи на пути создания спокойной обстановки, необходимой для таких видов творческой деятельности, как занятия живописью, литературой или изобретением чего-то нового.

16

Можете быть уверены: многие знаменитые художники, поэты и музыканты никогда не достигли бы таких высот, если бы на них постоянно наваливались стрессы, под грузом которых живут современные люди.

И наконец, многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как воспользоваться естественными творческими навыками и как развить их с помощью соответствующих методик — лишь в редких школах специально обучают творчеству (креативности). И в результате большинство людей используют лишь минимальную долю своих способностей и не знают, как преодолеть препятствия, встающие на их пути к творчеству.

МИНИ-СЕМИНАР

J/lecfH с/ля опенки творческих спосо^нбаНей

Часть I

Выполните следующее: за одну минуту придумайте несколько различных способов применения пустой пивной банки. Напишите свои ответы на отдельном листе бумаги. Чем больше записей у вас будет, тем лучше. Готовы? Начали!

Часть II

Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж. П. Торренсом, с помощью которого можно оценить, в какой мере у вас развито творческое мышление (креативность). Поскольку творческое мышление непосредственно связано со способностью устанавливать взаимосвязи, этот тест оценивает также и эту способность.

В полном объеме тест Торренса оценивает не только творческое мышление в целом, но и четыре его составляющие. После тестирования опытный специалист, просмотрев ответы, может сразу же присвоить баллы по каждой из них:

Скорость — способность генерировать большое количество идей. Проще говоря, подсчитывается, сколько всего способов вы придумали.

17

Гибкость — способность генерировать идеи в разных направлениях. Сколько различных видов применения консервной банки вы придумали? Наиболее часто ее предлагают использовать в качестве какого-нибудь резервуара, как игрушку, как средство связи и т. п.

Оригинальность — способность генерировать уникальные и необычные идеи. Любой ответ, предлагающий стандартный способ использования консервной банки, получает ноль баллов. Нестандартные применения (например, в качестве «шляпки для куклы») получают два балла.

Тщательность — способность увеличивать количество деталей и усложнять само изделие. Варианты, которые подразумевают добавление составных частей или изменение формы, получают дополнительные баллы. Например, если вы предложите расправить банку, стереть ее в порошок, покрасить или соединить с другой, то получите в награду дополнительные баллы.

Итак, как вы справились с этим тестом? Были ли ваши идеи гибкими,