на уровне штата показателем освоения моторных навыков. Нам стало ясно, что сия достопочтенная дама все силы тратит на то, чтобы научить детей раскрашивать строго по контуру нарисованные кем-то фигуры, а творческие потребности самих детей попросту игнорирует. Хуже того, она их критикует. Когда воспитательница объяснила нашему сыну, что на уроке рисования нужно сдерживать творческие порывы и строго придерживаться указаний, он начал приносить домой мрачные рисунки, выполненные в темных тонах. Правда, дома он продолжал рисовать так же хорошо и так же «неаккуратно». Мы с женой всегда придерживались мнения, что при игре в искусство никакие правила не нужны.
Но система образования является не единственным ограничителем наших творческих порывов. В ответ на свою попытку создать нечто нестандартное мы зачастую встречаем не участие и поддержку, а только критику. Когда учителя, родители, братья, сестры и приятели, даже не задумываясь о последствиях, высказывают неодобрительное суждение о глиняной фигурке или акварели, о танце или поэме или иных плодах нашего творчества, мы глубоко переживаем и в итоге приходим к выводу, что гораздо спокойнее и безопаснее бросить это занятие, чтобы не испытывать смущения от насмешек и осуждения.
Когда после окончания учебного заведения мы приходим на работу, начинают формироваться новые отношения, в том числе и в семье. Дополнительным препятствием на пути проявления творческих способностей становится стресс. Мы сгибаемся под тяжестью повседневных забот и обязанностей, которые буквально высасывают из нас энергию. Согласитесь, очень трудно заниматься творчеством, когда бежишь с одного совещания на другое, кормишь детей или выполняешь какую-нибудь хозяйственную работу по дому. Недостаток свободного времени и избыток обязанностей — основные помехи на пути создания спокойной обстановки, необходимой для таких видов творческой деятельности, как занятия живописью, литературой или изобретением чего-то нового.
16Можете быть уверены: многие знаменитые художники, поэты и музыканты никогда не достигли бы таких высот, если бы на них постоянно наваливались стрессы, под грузом которых живут современные люди.
И наконец, многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как воспользоваться естественными творческими навыками и как развить их с помощью соответствующих методик — лишь в редких школах специально обучают творчеству (креативности). И в результате большинство людей используют лишь минимальную долю своих способностей и не знают, как преодолеть препятствия, встающие на их пути к творчеству.
МИНИ-СЕМИНАР
J/lecfH с/ля опенки творческих спосо^нбаНей
Часть I
Выполните следующее: за одну минуту придумайте несколько различных способов применения пустой пивной банки. Напишите свои ответы на отдельном листе бумаги. Чем больше записей у вас будет, тем лучше. Готовы? Начали!
Часть II
Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж. П. Торренсом, с помощью которого можно оценить, в какой мере у вас развито творческое мышление (креативность). Поскольку творческое мышление непосредственно связано со способностью устанавливать взаимосвязи, этот тест оценивает также и эту способность.
В полном объеме тест Торренса оценивает не только творческое мышление в целом, но и четыре его составляющие. После тестирования опытный специалист, просмотрев ответы, может сразу же присвоить баллы по каждой из них:
Скорость — способность генерировать большое количество идей. Проще говоря, подсчитывается, сколько всего способов вы придумали.
17Гибкость — способность генерировать идеи в разных направлениях. Сколько различных видов применения консервной банки вы придумали? Наиболее часто ее предлагают использовать в качестве какого-нибудь резервуара, как игрушку, как средство связи и т. п.
Оригинальность — способность генерировать уникальные и необычные идеи. Любой ответ, предлагающий стандартный способ использования консервной банки, получает ноль баллов. Нестандартные применения (например, в качестве «шляпки для куклы») получают два балла.
Тщательность — способность увеличивать количество деталей и усложнять само изделие. Варианты, которые подразумевают добавление составных частей или изменение формы, получают дополнительные баллы. Например, если вы предложите расправить банку, стереть ее в порошок, покрасить или соединить с другой, то получите в награду дополнительные баллы.
Итак, как вы справились с этим тестом? Были ли ваши идеи гибкими,