Джордан Айян

Десять способов освободить ваш творческий гений

шею и плечи.

3. Не замыкайтесь на «человеческих» ролях. Помните, как в эксперименте «Жиллетт» администраторы играли роль волосков, а вовсе не химиков, работающих над формулой шампуня? Так что и вы побудьте животными, разными продуктами, химическими элементами, металлами — словом, какими угодно живыми или неодушевленными объектами.

27Й

4 Разыгрывание ролей может происходить и не в заданных рамках. В разыгрывании ролей лидер группы устанавливает место действия. Например, группа туристических агентов проверяет новый маршрут для отпускников. И вот лидер говорит, что их самолет прибыл к месту назначения, но автобус сломался и в течение трех дней до возвращения у них есть полная свобода действий. Это, так сказать, разыгрывание ролей в заданных рамках действия.

В незаданных рамках действия каждый участник может делать то, что нравится, как это делают актеры, импровизируя. Какие-либо определенные идеи, ограничения, характеры не устанавливаются. Ход роли полностью зависит от того, какие персонажи выберут для себя участники, как они взаимодействуют и куда заведет сама роль.

Например, в приведенном случае с туристическими агентами участники знали только, что надо придумывать идеи для нового маршрута. Они могли играть любую роль — вплоть до песка на пляже, или птицы, парящей над Альпами, или монаха в Тибетском буддийском храме.

5. Не форсируйте процесс. Одним разыгрывание ролей помогает, другим — нет. Часто это упражнение требует сначала десяти-двадцатиминутной разминки и вхождения в образ. Во многих случаях какая-то тема развивается медленно или лучшие идеи возникают лишь к концу игры.

Исполнение ролей может быть чрезвычайно мощной стратегией применительно к небольшой группе людей, которым привычно и комфортно общаться друг с другом. Это могут быть работники одного отдела или филиала компании или старые друзья, разрабатывающие совместный проект. Данная стратегия способствует коллективной работе и сотрудничеству, равно как и развлекает людей — момент для творчества немаловажный.

271

Уолевые иг/ил

1. Участвовали вы когда-нибудь в такой театральной игре? Как это происходило? Достигла ли ваша группа успеха в разработке идеи? Если нет, то как вы думаете, почему?

2. Если вам ни разу не приходилось выступать в какой-либо роли, как вы думаете, понравится ли вам подобная игра или вы будете чувствовать себя неловко? Проанализируйте все свои возможные страхи или неприятные ощущения, связанные с выступлением в роли другого. Начните с воспоминаний о радостных временах детства, когда вы играли во что-то или в кого-то; сделайте эти воспоминания одним из инструментов творческого самовыражения.

Не не^оон^нивашне сим/ вашего i/ма

Большинству людей, когда они напряжены, находятся в сложной или стрессовой ситуации, трудно проследить собственные мыслительные процессы. Все мы иногда мчимся по колее и теряем перспективу. Мы сами не замечаем, как притупляется острота восприятия и мы начинаем работать вхолостую, двигаясь по замкнутому кругу.

Вот почему восемь стратегий Могущества Разума, изложенные в этой главе, могут быть чрезвычайно полезны. Они помогут выйти на новый виток и обрести незаурядные идеи. Все они в значительной степени сфокусированы на том, чтобы помочь человеку лучше понять процесс собственного мышления, осознать суть проблемы и испробовать новые способы ее решения. Эти методики создают новые средства выражения для нарождающихся идей.

Стратегии Могущества Разума не дают забыть об огромном потенциале вашего ума. Итак, помните, всякий раз, когда вы оказываетесь в трудной ситуации, не стоит

272

недооценивать свои умственные способности и бросать на полпути начатое дело — напротив, активизируйте ваше мышление! Независимо от того, в одиночку вы работаете или в группе, возьмите на вооружение эти стратегии, и тогда очень скоро обнаружится, что новых идей гораздо больше, чем вы даже могли предположить.

Cfnftcunez^ 9.

Выш/с^ипе на валю свое сиыне^шсинивнсуе сознание

Наука далеко продвинулась во многих областях, однако о человеческом мозге и его скрытых возможностях вне рационального сознания мы знаем очень немного. Для простоты я обобщаю и называю эти силы двумя словами — альтернативное сознание (alterconscious). В целом я отношу их к бессознательному, глубинному уровню впечатлений и знаний, а также к подсознательному Фрейда, хранилищу угнетенных чувств, которые, по его гипотезе, влияют на наши мысли и поведение. В моем представлении альтернативное сознание можно понимать как зону «нигде», в которой, очевидно, и возникают наши идеи.

Из года