духовными вопросами, которые ставит перед ним жизнь.
Вполне вероятно, что среди всех западных мифов с мужчине история о Священном Граале является уникальной. Опираясь на языческие и раннехристианские мотивы, миф о Священной Чаше принял окончательную форму к двенадцатому-тринадцатому столетию. Разные его версии появились во Франции, Англии, Уэльсе и других европейских странах почти одновременно, как если бы жизнь, скрытая в глубине, внезапно пробилась к свету. Христианское содержание этого мифа, его последняя версия и его корни, уходящие в европейскую почву, придают ему особую значимость в контексте западной духовной культуры.
Основой для этой книги послужил курс лекций о Священной Чаше, прочитанный Робертом Джонсоном в Епископальной церкви Святого Павла весной 1969 года. Его толкование мифа основано на принципах юнгианской теории. Мне кажется, что есть некоторый смысл в том, чтобы вкратце упомянуть о наиболее важных аспектах этой психологической концепции.
Главная идея юнгианской психологии заключается в процессе индивидуации. Индивидуация совершается на протяжении всей жизни; следуя этому процессу, человек постоянно приближается к идеальной целостной личности, определенной Божьим Промыслом- Это приближение заключается в постепенном расширении человеческого сознания и возрастающей способности сознательной личности к максимальной рефлексии своей самости. Под эго мы подразумеваем центр нашего сознания, "Я", находящееся у нас внутри, ту нашу часть, с которой мы сознательно идснтифицировались. Самостью мы называем всю личностную структуру, потенциальную личность, находящуюся у нас внутри с момента рождения, которая ищет любую возможность обнаружить и проявить себя через посредничество эго на протяжении всей жизни.
Процесс индивидуации вовлекает человека в круг очень серьезных психологических и духовных проблем. Весьма сложная проблема состоит в начале примирения с собственной тенью - темной, нежелательной Я даже опасной частью личности, которая входит в конфликт с сознательными установками и идеалами. Каждый из нас, если хочет достичь целостности, должен так или иначе найти с тенью общий язык. Отвержение теневой стороны приводит к расщеплению личности и постоянной враждебности между сознанием и бессознательным. Принятие и интеграция теневой стороны личности - это всегда трудный и болезненный процесс, который, тем не менее, обязательно приводит к установлению психологического баланса и гармонии личностной структуры, которые иным способом совершенно недостижимы.
Еще более трудная задача для мужчины состоит в Интеграции бессознательного фемининного элемента, и в такой же степени для женщины - маскулинного. Одно из наиболее ценных открытий Юнга, андрогинность, представляет собой соединение в человеке маскулинности и феминности. Но, как правило, идентифицировавшись со своей маскулинностью. мужчина прячет, если можно так выразиться, свою феминин-ность глубоко внутри, а женщина, соответственно, также поступает с маскулинностью. Эту внутреннюю женщину, существующую в мужчине, Юнг назвал анимой, а мужчину, существующего внутри женщины, анимусом.
Интеграция мужчины с его фемининной частью, вопрос сложный и психологически тонкий. До тех пор, "ока этот процесс не завершен, мужчине не стоит на деяться на возможность проникновения в загадку собственной самости- Легенда о Священной Чаше появилась в тот самый исторический момент, когда мужчина стал по-новому осознавать свою фемининную часть. Эта история - в первую очередь о тяжелой, но необходимой борьбе, происходящей в мужчине в процессе осознавания своей внутренней фемининности и вступления с нею в контакт. Отсюда следует, что легенда о Священной Чаше - это, в первую очередь, история о процессе мужской индивидуации. Мужчина, читающий эту книгу, может найти в ней ключевые точки отсчета в развитии собственной личности, которые соответствуют основным моментам развития сюжетной линии легенды. В силу того, что женщине приходится жить с мужчиной, у нее тоже может возникать определенный интерес к скрытому смыслу легенды о Священной Чаше, так как понять этот смысл - значит понять мужчину в критические моменты его жизни.
В этом заключается смысл третьей проблемы. Актуализация самости сталкивает традиционное христианское сознание с серьезной проблемой. Христианское сознание, которое формировалось столетиями, имеет в своей основе стремление к совершенству, к жизни в любви и мире. Несмотря на то, что написано в Евангелии, нас учили, что Бог не может примириться с нашим несовершенством и темнотой. Особое усердие