из замка через навесной мост. И вновь мост исчез при последнем прикосновении конского копыта. Замок Грааля исчез из вида. Вокруг был только дремучий лес.
Здесь мы сделаем паузу и посмотрим, где находимся. Замок Грааля - это место, где собрано все драгоценное, что несет в себе женственность, а Чаша Грааля - квинтэссенция того, что мы называем женственностью. Это самый великий, самый возвышенный символ фемининности, ее святая святых. Это именно то, что рыцарь ищет всю свою жизнь. Чаша Грааля дает возможность мужчине получить все, что он пожелает, прежде, чем он успеет это пожелать. Это полное счастье, ощущение экстаза.
Самый трогательный эпизод в этой части мифа связан с тем, что случайно попавший в замок Грааля молодой человек, будучи неопытным подростком, не только того не заслужил, но даже и не просил об этом. Вот почему он не может использовать случай, который ему предоставился. Возможно, каждый подросток хотя бы один день в своей жизни провел в замке Грааля, ощущая полный восторг.
Вот два первых предложения из свежей книги, которую я получил только сегодня: "Все мы в какой-то момент ощущаем, уникальность, трансцендентность и ценность нашего бытия. Эта трансформация почти всегда происходит в подростковом возрасте". Так оно и есть.
Обычно мужчина вытесняет из памяти это событие, но, покопавшись в своих воспоминаниях, он обнаружит, что в жизни все-таки был момент, когда, спотыкаясь, он бродил по замку Грааля. Обычно это бывает в пятнадцати-шестнадцатилетнем возрасте в одно прекрасное утро или в один прекрасный день. Человек просыпается среди ночи, выходит из дома и бродит при свете луны. Его поведение не имеет прямого отношения к влюбленности, но очень часто ассоциируется с первой любовью.
Это ощущение переживается в одиночестве. Бывают случаи, когда нечто подобное происходит с несколькими людьми одновременно, но, как правило, - это опыт уединенного переживания. Я вспоминаю, как один мальчик мне рассказывал, как в пятнадцатилетнем возрасте, проснувшись в одно воскресное утро, он вылез через окно на улицу и отправился встречать восход солнца. Потом через то же окно он влез обратно в комнату и заснул, а проснувшись, как ни в чем не бывало, встал, сел завтракать, и при этом вел себя так, будто ничего не случилось. Но те два часа, пока всходило солнце, он находился в замке Грааля.
Некоторые люди достаточно мудры, мужественны и честны, чтобы записать то, что происходило с ними. Поэты называют "Золотым миром" такие рассветы в начале сознательной жизни, когда переживаются красота и экстаз.
Замка Грааля физически не существует. Это внутренняя реальность, переживание, происходящее в духовной сфере. Мне кажется, это наиболее удачным определением, которое только возможно на сознательном уровне. Мальчик проснулся с каким-то новым ощущением прилива энергии, необычайной восприимчивости, силы и проникновенности. Это был замок Грааля. Нельзя ни описать его, ни остаться в нем, но подобное уже никогда не повторится.
Люди часто насмехаются над подростками, переживающими путешествие в замок Грааля - никогда не следует этого делать. Для них это святое. Вряд ли когда-нибудь с ним случится что-либо более прекрасное, более важное и более значимое для формирования личности.
Но, покинув замок Грааля, мальчик становится тихим и незаметным. Он не может думать ни о чем другом. С тех пор, как он увидел замок Грааля, у него ни к чему не лежит душа. Даже вытеснив из сознания свои воспоминания о чудесном замке, он будет чувствовать, как они съедают его изнутри, из глубины бессознательного.
Существует древняя мудрость, дошедшая до нас из глубины средних веков, о том, что человек дважды имеет возможность пережить Божественное озарение и побывать в "Золотом мире": первый раз - в раннем подростковом возрасте и второй раз - в сорок пять-пятьдесят лет. Спустя годы Парсифаль вернется в замок Грааля и задаст нужный вопрос, который не задал раньше. Но в первый раз он лишь брел наобум, спотыкаясь и кидаясь из стороны в сторону, не сумев сориентироваться в ситуации, в которую он попал. Ни один мальчик, впервые попав в замок Грааля, не сможет сразу оказаться хозяином положения. Он не держит ситуацию в руках, но чувствует это и очень переживает. Для него это почти фатально. Иногда это даже разрушает человека, но чаще всего толкает его на поиски Священной Чаши в дикой и необузданной форме. На всю оставшуюся жизнь у него остается мотивация, иногда - осознанная, иногда - нет, к продолжению