Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

как западные; они никогда не приходят к замку Грааля и не выходят из него с такими усилиями над собой. Глядя на западного человека, восточный человек недоумевает: "Какая сила в мире гак воздействует на людей и какая жажда так овладевает ими?"

Вот почему восточная философия и образ мышления становятся для нас весьма привлекательны. Но, с моей точки зрения, они не очень эффективны, ибо не могут влиять на жизненную ситуацию прямо. Западный человек не может себе позволить просто "быть", как это себе позволят человек восточный. Мы слишком дезинтегрированы, чтобы прямо и сразу войти в эту религию и философию. Для нас более полезен миф о Граале, так как именно в нем находятся корни западной психологии.

Разумеется, это несколько упрощенное представление. Теоретически мужчина может в любое время попасть в Замок Грааля. И совершенно не обязательно, что это произойдет только дважды. На протяжении всей жизни у мужчины появляются такие моменты, когда он получает некоторую долю переживаний Грааля. И ему это здорово помогает.

Если бы человек смог написать перечень всех вещей, мест и обстоятельств, дающих ему возможность испытать подобные переживания, этот список оказался бы для него откровением. Почти всегда эти предметы и обстоятельства бывают весьма незначительны: например, то утро, когда хрустящий тост показался необычайно вкусным; или та суббота, когда, повернув за угол дома, он увидел облака необыкновенной, очень редкой формы; или тог день, когда какой-то совершенно незнакомый человек, проходя мимо, сделал ему комплимент. Почти никогда событие, которое на какой-то момент дает человеку возможность еще раз соприкоснуться с переживанием Грааля, не бывает грандиозным и драматическим, а, скорее, второстепенным и незначительным.

Навесной мост через ров, опоясывающий замок, намек на природу замка Грааля. Этот мост не существует в природе, а представляет собой внутреннюю реальность, внутреннее видение. Это - поэзия, опыт мистического переживания. Если человек занят поисками Грааля, он должен понимать это. Одна из наиболее серьезных ошибок в таких поисках связана с ожиданием обрести счастье в замке Грааля при помощи конкретных предметов или реальных обстоятельств, или в каком-то определенном месте на земле. Ничего подобного не происходит, ибо замок Грааля - это не какая-то заповедная территория.

Много людей совершают путешествия в места, где в юном возрасте замок Грааля перед ними открылся впервые. Многие мужчины возвращаются в места своего детства, наивно полагая, что это место поможет им вернуть пережитые в замке Грааля ощущения!

Связанный с Граалем опыт переживаний, возникает на определенном уровне сознания. Он может быть связан с поэтическим воображением или мистическим видением, но не имеет никакого отношения к тому, что обычно называется "реальностью".

То, что навесной мост исчезает сразу после последнего прикосновения конского копыта, является неброским, но красноречивым напоминанием о небезопасности входа и выхода из замка Грааля. Много юношей сорвались вниз, пытаясь проникнуть в замок или при выходе из него. Не так уж редко у молодого человека встречается ощущение, что его как бы разрывает изнутри. Следует быть крайне острожным и вежливым к мальчику, проходящему через опыт переживаний Грааля, lie дразните его - он не сможет это перенести.

Теоретически мужчина может остаться в замке Грааля и после первого посещения. Монах и бенедиктинцы свидетельствуют о подобном опыте, существовавшим в их монастыре. На психологическим языке это означает, что они помещали в замок Грааля совсем маленьких мальчиков, почти младенцев, никогда их оттуда не выпуская. Я не знал ни одного человека, имеющего такой опыт, и не думаю, что для современного человека он вообще возможен, но вполне вероятно, что когда-то что-нибудь подобное происходило.

В Индии существует монашеская секта, которая нашла иной способ достичь замка Грааля. Эти монахи с рождения до шестнадцати лет воспитывают мальчиков в уединении. В этом возрасте юноши женятся и, как только у них рождается первый ребенок, они возвращаются в монастырь к прежней уединенной жизни. В таком случае перерыв между первым и последующим пребыванием в замке Грааля оказывается не больше года, вместо тридцати, которые отделяют наши посещения замка в шестнадцать и сорок пять лет. Хочу повториться: такой путь оказывается возможным для людей, живущих на уровне простой, средневековой цивилизации, но совершенно неприемлем для нас. (Здесь сразу