в этом отношении проявил апостол Павел. Он совершенно ясно дает понять (это можно заметить во многих местах его посланий), что в его понимании христианин - это человек чистый, кроткий и святой перед Богом, не имеющий гнева, злобы и похоти.
Психология, опирающаяся на концепцию индивидуации, делает акцент на том, что целостность личности определяется не степенью ее совершенства, а степенью интегрированности и полноты. Целостная личность - это ни в коем случае не кроткое, невинное и чистое создание, а человек, в котором все его качества очень гармонично, но совершенно необъяснимо, объединены в одно целое. Такое парадоксальное соединение противоположностей (жизнь никогда не бывает той или другой, она всегда и та, и другая) - это тайна, которую нельзя понять или рационально осмыслить. Такое единство - мистическое явление, известное только Богу. Эго может лишь ощущать целостность и унифицированность самости, но никогда не может логически ее понять. На языке христианства это означает, что мы не можем стать целостной личностью одной лишь милостью Божией. В то же время, личность, желающая обрести целостность, должна совершить великое странствие, дальнее путешествие, искать основу и назначение бытия, часто испытывая при этом тяжкие муки. Именно такое чудесное возникновение целостности и как Божьего дара, и как плода огромной внутренней работы мужчины - центральная тема мифа о Граале.
Эта новелла может возбудить интерес читателя ко многим другим книгам, посвященным этой тематике. Поэтому в конце книги помещена хорошо подобранная библиография. Читателям, желающим получить более полный и научный взгляд на психологическую базу легенды о Священной Чаше, можно порекомендовать книгу Эммы Юнг "Легенда о Граале", опубликованную издательством Путнам Санз (G. P. Putnam Son's) для Ассоциации аналитической психологии К. Г. Юнга. В ней читатель найдет полный и богатый комментарий легенды, сделанный Эммой Юнг и Марией-Луизой фон Франц, который тем не менее не может заменить глубоких инсайтов в отношении особенностей мужской психологии, которые раскрываются в этой книге.
Хочется выразить огромную благодарность прихожанам церкви Св. Павла, которые с огромным желанием и вниманием прослушали лекции автора. Господин Джонсон и я особенно благодарны Гленде Тейлор, сделавшей эти лекции удобными для читателя, и Маргарет Браун, написавшей краткое содержание легенды (см. Приложение), а также моим помощницам Гертруде Гридли и Элеонор Гарнер, подготовившим рукописи для публикации.
Ну, а теперь самое время приступить к нашей истории.
Джон Санфорд
Епископальная церковь Св. Павла
Сан Диего, Калифорния
Глава 1
Очень часто, когда в истории человечества наступает новая эра, одновременно с ней возникает соответствующий миф, который несет в себе определенное предвидение будущего; в нем всегда содержится мудрый совет, помогающий человеку адаптироваться к психологическим особенностям своего времени.
Такое духовное предписание для нашего современника мы можем найти в мифе о поисках Парсифалем Священной Чаши Грааля. Миф о Священной Чаше возник в двенадцатом столетии; многие люди абсолютно убеждены в том, что именно тогда и началась наша эра, что все идеи, теории и установки, которые мы имеем сегодня, начинались и развивались в то же самое время, когда миф о Граале только-только зарождался и обретал свою форму.
Тема мифа о Граале была постоянно на слуху в двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом столетиях. Эхо этого мифа можно было услышать в любой части Европы. Мы будем пользоваться французской версией, записанной раньше всех остальных и нашедшей свое отражение в поэме Кретьена де Труа. Кроме нее, существует немецкая версия Вольфрама фон Эшенба-ха. Английская версия, "Смерть Артура", имеет свои истоки в четырнадцатом столетии, но с тех пор претерпела очень большие изменения. Она стала чрезвычайно сложной и в результате многочисленных переизданий настолько авторизованной, что утеряла определенную и очень важную часть спонтанной психологической истины. Французская версия намного проще, конкретней и более доступна бессознательному. Таким образом, она лучше всех соответствует нашим целям.
Очень важно помнить и понимать, что миф постоянно живет в каждом из нас. Вы можете распознать эту истинную живую природу мифа, если ощутите, как он разворачивается у вас внутри- Самая большая награда, которую вы можете обрести в результате общения с этим или любым другим мифом, - это почувствовать, как он живет внутри вашей психологической структуры.
Миф о Граале раскрывает