Эрнест Цветков

ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

и пользуется обособленной рецепторной организацией, одновременно обусловливая локальные физиологические механизмы:

     1. Визуальный - Глаз-Зрительный анализатор- Зрение

     2. Аудиальный - Ухо-Слуховой анализатор-Слух

     3. Кинестетический-Тело-Анализаторы мышечной и кожной чувствительности-Мышечная и Кожная чувствительность

     4. Осмический - Нос-Обонятельный анализатор-Обоняние

     5. Вкусовой-Язык-Вкусовой анализатор-Вкус.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ОСНОВНОЙ СЕНСОРНЫЙ КАНАЛ

     Легче и эффективнее всего это сделать, используя свою память, так как тип памяти соответствует сенсорному типу.

     В классической физиологии существует классификация, которая делит память на зрительную, слуховую, кинестетическую, обонятельную, вкусовую.

     Назовите любое слово, например, «Лес» и отмечайте про себя те ассоциации, которые у вас при этом появятся. Выберите для себя один из подходящих для вас вариантов. При слове Лес я прежде всего:

     1. Внутренним взором увидел его.

     2. Внутренним слухом услышал его звучание.

     3. Внутренним чувством ощутил его.

     4. Воспроизвел его запах.

     5. Вспомнил вкус, связанный с лесом. Что у вас возникло в первую очередь:

     - Картина?

     - Звучание?

     - Ощущение?

     - Запах?

     - Вкус?

     Ответив на этот вопрос, вы сможете определить свой основной сенсорный канал.

     Что произошло? Названное слово, как реальный раздражитель, включило ассоциативный каскад воспоминаний, и память сработала в режиме характерного для вас восприятия.

     Подобный эффект дает нам возможность говорить о памяти, как о сенсорной системе обратного восприятия. Восприятие, осуществленное когда-то, в настоящий момент извлекается из хранилища тем же самым путем, по которому оно попало туда.

СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ТИП

     Существуют люди, которые способны «скрещивать» сенсорные каналы и получать при этом единый интегральный образ. Ярким представителем этой группы был Скрябин, который мог видеть звуки. Чур-ленис, художник и композитор, видел звуки и слышал цвета. Другой великий синестетик, Артур Рембо, видел буквы окрашенными в различные цвета.

     Однако способность к синестезии наблюдается не только у специфически одаренных личностей. Можно отметить, что и среднестатистический человек использует нередко синестетические оценки. Когда мы определяем, например, цвет как теплый или холодный, звук как мягкий или жесткий, наше восприятие является синестетическим. В данном случае мы цвет или звук наделяем кинестетическими характеристиками, а это значит, что мы их не просто видим или слышим, но и чувствуем! Наше восприятие выходит за жестко заданные рамки сенсорного канала и становится экстрасенсорным. Конечно, здесь присутствует метафора, но, скорее всего, метафора образовалась путем слияния потоков восприятия.

     Если вы начнете вспоминать, то обязательно обнаружите, что непроизвольно, бессознательно прибегали к синестезиям. Это говорит о том, что в каждом из нас заложены способности к подобного рода восприятию.

СЕНСОРИАЛИЗАЦИЯ

     В истории искусства есть немало примеров того, как творец настолько вживался в создаваемый им об-раз, что физически начинал испытывать те же самые явления, которые происходили с персонажами. Вспомним Флобера, когда он «отравил» свою мадам Бовари и при этом сам почувствовал явные признаки отравления, что заставило его пролежать несколько дней в болезненном состоянии.

     Страстно религиозные люди способны вызвать у себя на теле «раны Христовы» - так называемые стигматы. В психологии подобные симптом носит название стигматизма. Он характерен для гипергипнабельных и сверхгипнабельных людей, в среде которых немало фанатиков той или иной веры. Механизм этого явления также представляет собой механизм сенсориализации.

     Из приведенных фактов ясно, что сенсориализация есть процесс чувственного переживания образов, который способен вызвать в организме физиологические изменения.

     Так называемые спонтанные, непроизвольные сенсориализации наблюдаются чаще всего там, где мы вовлечены в какое-то эмоциональное сопереживание, требующее от нас активизации нашей системы представления. Читаем ли мы захватывающую книгу или слушаем волнующую музыку, или смотрим на картину, насыщенную затрагивающими нас образами, мы неосознанно сенсо-риализуем. Вспомните о своих бурных вегетативных реакциях, когда вы страдали со своими любимыми персонажами, смеялись с ними, любили и ненавидели.

     Пример сенсориализации можно обнаружить и в состоянии гипноза, когда