Эрнест Цветков

ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Зеленый

     Голубой

     Синий

     Фиолетовый

     Таким образом вы получите визуально-кинестетическую ассоциацию.

     Здесь следует отметить, что в данном случае весь процесс происходит отнюдь не за счет игры воображения, а имеет под собой физиологическую основу-факт, отмеченный в свое время знаменитым Максом Люшером в фундаментальном труде по психологии цвета. Тем не менее у вас могут возникнуть свои субъективные ассоциации и ни в коем случае не пытайтесь ориентировать их на стандарты, которые могут отличаться от ваших данных. Все, что вы делаете-делаете для себя, а не для развития мирового общественного мнения; после того как вы сделали этот шаг, поменяйте последовательность процессов.

     Теперь фиксируйтесь на своих ощущениях и попробуйте вызвать цветовые аналогии. Например, испытывая тепло, позвольте ему окраситься.

     Составьте таблицу, аналогичную первой, и вы получите кинесто-визуальную ассоциацию.

     Помните, что кинестетика подразумевает также обонятельные и вкусовые ощущения. (Один мой пациент, когда смотрел на темно-бордовый цвет, испытывал обильное слюноотделение.) Иными словами, мы можем говорить о визуально-сенсорной и сенсорно-визуальной ассоциации.

     Теперь, аналогично предыдущим, постройте визу-ально-аудиальные и аудиовизуальные ряды. Для этого вам придется несколько изменить свои маневры, впрочем, в сторону упрощения.

     Не меняя спектральной последовательности цветов, постройте ей параллельную музыкальную гамму:

     Красный - До

     Оранжевый - Ре

     Желтый - Ми

     Зеленый - Фа

     Голубой - Соль

     Синий - Ля

     Фиолетовый - Си

     В работе с этой формой ассоциации желателен музыкальный инструмент или магнитофон, на котором вы бы могли записать звуки, или, по крайней мере, свой собственный музыкальный слух, но, разумеется, с полной гарантией того, что он у вас есть.

     Прослушивая каждую ноту, интенсивно концентрируйтесь на параллельном ей цвете. Делайте это до тех пор, пока звуки сами, без вашего волевого участия и напряжения не начнут окрашиваться и, наоборот,- краски, созерцаемые вами, должны зазвучать свободно, естественно и без малейших усилий воображения.

     Теперь объедините ваши навыки в единый акт восприятия, и вы получите объемную визуально-сенсор-но-аудиальную ассоциацию, или объемную синестезию.

     В данном случае понятие объема сформулировано по аналогии с пространственной организацией, где одно- или двухмерные соотношения позволяют говорить о линейных или плоскостных структурах, в то время как трехмерное построение принадлежит качеству объемности.

     Если мы договоримся, что один сенсорный канал представляет собой одно психологическое измерение, то условно уровни восприятия можно сопоставить с системой измерений пространства.

     Восприятие преимущественно на одном канале - 1-мерное - линейное,

     Одновременное и ассоциированное восприятие на двух каналах - 2-мерная - плоскостная синестезия,

     Одновременное и ассоциированное восприятие на трех каналах - 3-мерная - объемная синестезия.

     Не берусь судить, насколько естественными или надуманными являются эти сопоставления, но в практическом плане они довольно удобны.

     Подытожим нашу работу в области синестетического восприятия:

     1-й шаг: Визуально-сенсорная ассоциация

     2-й шаг: Сенсорно-визуальная ассоциация

     3-й шаг: Визуально-аудиальная ассоциация

     4-й шаг: Аудиально-визуальная ассоциация

     5-й шаг: Интеграция и объемная синестезия.

СЕНСОРИАЛИЗАЦИЯ

     Важно понять, что та система тренинга, которой мы занимаемся, не есть механическая сумма элементов, но является именно синтезом. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу, как следует овладейте предыдущим. Если вы не выполняете это условие, вы лишаете смысла свою работу.

     Сенсориализация закономерно вытекает из навыков работы с каналами и синестетическим восприятием. Уверенность в том, что вы достаточно хорошо владеете этими приемами, поможет вам весьма эффективно освоить новый творческий процесс. Приступая к сенсориализации, предположим, что вы готовы к данной работе, тем более, что она будет совершаться уже на качественно ином уровне. Вам не понадобятся ни раскрашенные картонки, ни гаммы, и в то же время материала у вас окажется предостаточно, так как материалом послужит сама Жизнь.

     Для начала перечитайте свое любимое литературное произведение, но теперь уже делайте это иным способом. Осознайте, что вы не просто читатель, а - соучастник автора, соавтор