Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

облегчение и решение этих проблемах Ей нельзя научиться путем дискуссий и споров, но

можно овладеть терпеливыми и осторожными усилиями. Все начинается с того, что страдающий получает облегчение от обычных недомоганий, вроде общей простуды, головных болей и умственной дисгармонии. Высшая же точка, пик Пранаямы — эликсир жизни.

Эта книга состоит из двух частей. Первая часть содержит три раздела, касающихся теории, искусства и различных техник Пранаямы. Вторая часть, озаглавленная «Свобода и Блаженство», касается овладения собственной душой (атма джайя). В этой части описывается медитация (дхьяна) и расслабление (шавасана).

В первой части я попытался соединить Пранаяму со всеми остальными аспектами йоги. Пранаяма — это связующее звено между телом и душой человека, ступица в колесе йоги.

Я попытался прояснить скрытые техники, так что читатель может извлечь максимальную пользу, не будучи окружен сомнениями и замешательством. Я добавил таблицы, анализирующие различные ступени основных разновидностей Пранаямы. Эти таблицы дают подробную информацию о методологии и содержат готовые справки. Они также дают читателю некоторые идеи по поводу бесконечного числа видоизменений и комбинаций, возможных в этом благородном искусстве и науке. Даже непосвященный садхака, благодаря этой информации, может практиковать Пранаяму независимо от того, есть у него учитель или нет, не опасаясь неблагоприятных эффектов. Информация, содержащаяся в таблицах, поможет садхаке быть одновременно острожным и уверенным в себе.

В приложении я представил пять курсов, располагая их ступень за ступенью, для того, чтобы практикующий следовал им в соответствии со своими возможностями. Каждый курс может быть увеличен на несколько недель, если предлагаемый там стандарт не может быть выполнен в обусловленное время. Хотя Пранаяму следует изучать у ног гуру (мастера), я со всем смирением постарался провести читателя — учителя и ученика — к безопасному методу совершенствования этого искусства.

Я буду счастлив, если моя работа поможет людям достичь мира в теле, уравновешенности в уме и спокойствия во внутренней самости. Пранаяма — это обширный предмет. Так как мои знания в этой области ограничены, я с радостью приму предложения для включения их в следующие издания.

«Йогачудамани Упанишада» говорит, что Пранаяма — это возвышенное знание (маха видья) Это — царский путь к процветанию, свободе и благословению.

Прочитайте, перечитайте и усвойте часть I этой книги перед тем, как начать практику.

Я признателен своему гуруджи Шри Т. Кришнамачарья за его вклад в эту книгу. Я искренне благодарен мистеру Иегуди Мину-хину за его введение и мистеру Р. Р. Дивакар за его «Предисловие» и поддержку. Я признателен моим детям Гите и Прашанту и моим ученикам Б. И. Тарапоревала, М. Т. Тиджорайвала, С. Н. Мотивала и доктору Б. Каррутерс, которые уделили свое драгоценное время подготовке этой работы. Их терпение в издании и переиздании этой книги снова и снова придало ей ее окончательную форму. Я благодарен Кумари Шримати Рао за печатание рукописи бесчисленное количество" раз. Я благодарю мистера П. Р. Шинда за выполнение бесчисленных фотографий для книги.

Я выражаю свою искреннюю благодарность мистеру Джеральду Йорки за его конструктивные предложения и ободрения. Без его постоянного руководства эта книга не увидела бы свет. Я весьма признателен ему за ТУ заботу, которую он проявил к изданию всей рукописи.

Я благодарен «Джордж Аллен и Аквин» ЛТД за публикацию и презентацию моей работы читателям всего мира.

Б. К. С Айенгар

Часть первая

Раздел I. Теория Пранаямы

Глава 1. Что есть Йога?

1. Никто не знает безвременного, изначального абсолютного Единого, никто не знает, когда мир начал существовать. Бог и природа существовали до появления человека, но по мере того как человек развивался, он совершенствовал себя и начинал осознавать свой потенциал. Таким путем возникла цивилизация В этот процесс были вовлечены слова, развились концепции Бога (Пуру-ша) и природы (пракрити), религии (дхарма) и йоги,

2. Так как очень трудно дать четкое определение этим концепциям, каждому человеку приходится интерпретировать их в соответствии со своим пониманием. Когда человек пойман в паутину мирских удовольствий, он обнаруживает, что отстранен от Бога и природы. Он становится жертвой полюсов удовольствия и боли, добра и зла, любви и ненависти, постоянного и преходящего.

3. Захваченный этими противоположностями, человек почувствовал потребность в личном божестве (Пуруша), который есть высший, неподверженный страданиям,