Рамеш С Балсекар

Сознание говорит

желание воспитывать детей духовно часто приводит к тому, что они вырастают с ощущением огромной вины, и это причиняет им большие страдания.

Если вы позволите Богу развивать их духовно, как Он считает нужным, и не будете считать, что вы несете за это ответственность, и вы, и дети будете более счастливы. Конечно, необходимо вырабатывать чувство того, что хорошо и что плохо, что им нужно делать и что нельзя, если управлять ими до такой степени, что они почувствуют себя связанными по рукам и ногам, то, по моему мнению, это может стать очень тяжелым бременем. Пусть ваше собственное поведение будет для них примером.

Основой духовности является не вина или бремя. Основа духовности – свобода без усилий. Обычно этого не понимают, и духовность считается чем-то, к чему нужно стремиться с огромными усилиями и сосредоточенностью. Это не так. Я уверяю вас, это не так.

Не делайте это насильно. Пусть духовный поиск идет своим путем!

Выхолощенная истина организованной религии

Когда в Вашингтоне строили здание Верховного суда, кому-то в голову пришла замечательная мысль повесить портреты основателей великих религий. Был сделан заказ на такие портреты, и они были вывешены на стенах. Когда мусульмане обнаружили портрет Муххамеда, они подняли страшный шум. Портрет был снят и помещен в подвал, где он до сих пор и хранится…

Они не возражали против того, чтобы Пророка поместили в подвал?!

Наверное, но я подумал о том, что когда Муххамед просил о том, чтобы не делали его изображений, он имел в виду то, что люди должны уделять внимание бестелесому высшему «Я», а не воплощенному в теле эго, сосредоточиваться на атмане, а не на дживе. Если бы он был сейчас жив, он бы не отнесся с таким возмущением к тому, что произошло.

Да, все всегда действительно зависит от перспективы. Когда вы сужаете перспективу, вы всегда сталкиваетесь с трудностью.

Если смотреть в широкой перспективе, эта трансцендентальная философия, эта философия Адвайты являет собой основу всех организованных религий. Происходит так, что потом появляются толкователи, посредники и сужают эту перспективу. Последующие интерпретации создали в каждой религии огромный разрыв между изначальной философией и ее толкованиями.

Глава 12. Эмоции

Общее обсуждение

Всякий раз, когда я сержусь, или мной овладевает какая-нибудь сильная эмоция, я говорю себе, что причиной того, что мной овладела эмоция, является то, что я все еще считаю себе обособленной сущностью. Можно ли сказать, что это является причиной любой сильной эмоции? Или могут быть и другие причины.

Это единственная причина.

Хорошо, если то, что человек считает себя обособленной сущностью, является единственной причиной того, что человеком овладевают сильные эмоции или гнев, то я хотел бы вернуться к тому, что вы говорили о том, что Махарадж часто сердился!

Но это же только словесное выражение. Вместе с тем я также сказал, что если кто-нибудь спрашивал: «Махарадж, почему вы сердитесь?», он очень искренне и спонтанно удивлялся: «Кто сердится?»

Вы говорите: «Я сержусь, я должен очистить себя». Махарадж же знал, что это не Махарадж сердится. Это очень тонкая, но огромная разница.

Не пришли ли мы только что к соглашению, что единственной причиной гнева является то, что этот человек считает себя обособленной сущностью?

Да, но Махарадж не был сущностью, которая сердится. Не было никакого существа, отождествляющего себя с эмоцией, которая спонтанно возникала в механизме тела-ума. Поэтому Махарадж говорил: «Гнев присутствует, я не сержусь. Есть боль, но мне не больно».

Значит, когда я сержусь…

Вы говорите: «Я сержусь, я не должен сердиться. Гнев лишает меня энергии и создает кучу врагов». Все это является горизонтальным вовлечение, в длительности.

Значит, когда я рассержусь в следующий раз, лучше всего будет…

Нет! Это будет не лучше! Ваша проблема является общей для всех и она очень важна. В следующий раз, когда вы рассердитесь, нужно будет понять, что вы не можете ничего с этим поделать. Это основное понимание.

Это функция Сознания.

Да! Дайте этому пониманию шанс.

Я понимаю это так, что человек действует на автопилоте, и что бы ни происходило с ним, он должен просто позволить этому произойти.

Именно!

То-то и оно?!

Точно! То-то и оно! Это как раз то! И глубокое интуитивное убеждение в этом принесет ощущение огромной свободы. Интеллектуальное же усилие понять это не принесет ничего, кроме глубокого