истинно.
Да. Это Реальность.
* * *
Рамеш, «я есть» – это единственное, что мы можем знать?
Верно. Я есть, здесь и сейчас, в настоящий момент.
Как мы можем знать это?
Разве вы не знаете этого?
Я знаю это, потому что у меня есть мысль «я есть». Я воспринимаю мир чувствами.
Нет – нет.
Самоощущение присутствия?
Верно. Ощущение присутствия всегда здесь. Поэтому я говорю, что вам не нужно иметь ощущение присутствия. Ощущение присутствия здесь всегда.
Без какого-либо объекта?
Да. Изначально это ощущение присутствия безличностно. Когда вы просыпаетесь утром, первое ощущение присутствия безличностно. Затем вы уже вспоминаете: Я тот-то и тот-то. Личностное отождествление наступает позже. Изначально же есть лишь ощущение присутствия, безличностное ощущение присутствия.
Вы на самом деле вовсе не есть какое-то «я». Нет ощущения того, что это – «я»?
Верно.
Ощущение присутствия зависит от наличия тела.
Да. Ощущение присутствия возникает только тогда, когда есть тело. Если тела нет, нет инструмента, в котором бы это ощущение присутствия могло бы проявиться.
Это очень хрупкий инструмент.
Несомненно. Но единственно, что можно сказать: таких инструментов миллиарды. Так что если один исчезнет, это не имеет значения. В этом теле находятся миллионы клеток, которые постоянно умирают и рождаются. Кто когда думает о какой-то отдельной клетке? «Бедная клетка, она прожила лишь долю секунды и умерла!»
Вы говорите о приятии и ощущении присутствия настоящего и видении всего, находящегося перед нами, как того, чем является жизнь?
Ну да. Позвольте мне еще раз повторить: что бы я ни говорил, что бы ни говорили Писания – все является концепцией. Нам нужны концепции для общения до тех пор, пока ум не достигнет той стадии, на которой он осознает, что то, что он ищет, находится вне пределов понимания.
Тогда ум успокоится и наступит тишина. До сих пор даже это ощущение присутствия, о котором мы говорим, находится в феноменальности. Существует присутствие ощущения присутствия. В глубоком сне или под воздействием седативных средств ощущение присутствия отсутствует. Таким образом, есть присутствие чувства присутствия и отсутствие чувства присутствия. Это присутствие или отсутствие ощущения присутствия является частью феноменальности. В ноуменальности, которая потенциальна и которая представляет собой Сознание-в-покое, отсутствует как присутствие ощущения присутствия, так и отсутствие ощущения присутствия.
Можно выразить это так – хотя никакая иллюстрация не может быть полной сама по себе, ибо иллюстрация создается с помощью объектов – то, о чем мы говорим, не имеет ни малейшего оттенка объективности. Вы встаете утром. Вы в бодрствующем состоянии. Есть присутствие бороды. Вы ее сбриваете. Теперь есть отсутствие бороды. Но если взять мальчика, то в нем есть потенциальное присутствие и отсутствие бороды. Есть отсутствие присутствия бороды и отсутствие отсутствия бороды. Потенциал – да, поэтому я говорю о том состоянии; том изначальном состоянии, где есть отсутствие как присутствия состояния Присутствия, так и отсутствие отсутствия Присутствия.
Дуальность
Не является ли Сознание-в-покое просто базовой концепцией, на сонове кторой возникает Сознание-в-движении?
Правильно.
Но прекращение мысли, прекращение этой активности – зачем постулировать или концептуализировать, что она куда-то девается? Почему это не просто прекращение движения?
Опять абсолютно верно. Тогда не остается больше никаких вопросов. Я полностью согласен. Но поскольку вопрос все же остается, нужна дополнительная концепция. Я как раз хочу поговорить об этом.
Это то, что можно назвать дивергентной проблемой. Наука имеет дело с проблемой, которая является конвергентной. Десятки ученых, проводящих один и тот же эксперимент, должны получить одни и те же результаты. Когда проблема начинает касаться внутреннего переживания Сознания, она становится дивергентной проблемой. Другими словами, дивергентные проблемы создаются интеллектом, расщеплением того, что по своей природе цельно и неделимо. Интеллект создает проблемы, разделяя полярности. Противоположности, которые существуют, не могут существовать сами по себе. Не может быть верха без низа, не может быть красоты без уродства. Но интеллект хочет это или то. Сравнивания и желая делать выбор, интеллект создает дивергентную проблему, а дивергентные проблемы не могут быть решены. Дивергентная