критических ситуаций размышляющий ум не имеет времени, чтобы вмешаться, и тогда все это является осознаванием работающего ума.
Хотите ли вы сказать, что размышляющий ум бесполезен?
Он очень полезен для Сознания, чтобы создать эту жизнь, это существование. Именно этот размышляющий ум порождает человеческие взаимоотношения и проблемы. Если бы он этого не делал, не было бы и жизни, какой мы ее знаем. Размышляющий ум является персонифицированным индивидуальным умом, с которым безличностный Ум, вселенское Сознание намеренно отождествило себя, чтобы эта жизнь, это существование имело место.
Значит, концепция эго является инструментом размышляющего ума?
Эго и есть размышляющий ум.
Не является ли эго концепцией размышляющего ума?
Эго, конечно, является концепцией. Размышляющий ум, эго, «я» – все это одно и то же. Это все различные наименования одного и того же, того, что является иллюзией.
* * *
Я все еще не могу понять, чем наблюдение отличается от работающего ума, ведь наблюдающего работающий ум также нет.
Сейчас это вовлечение происходит из-за размышляющего ума. Каждый человек когда-либо испытал на себе действие работающего ума. Когда вы поглощены чем-то, что вы делаете, – это не обязательно какая-то деятельность, это может быть прослушивание хорошей музыки или что-то еще, требующее полного внимания, – в это время размышляющего ума нет. Это целиком ваш работающий ум.
Но в этих ситуациях я был бы так же вовлечен в это, как я был бы вовлечен в свой собственный размышляющий ум.
Вы вполне правы. Замешательство вызвано здесь словами «вовлечен» и «вовлечение». Работающий ум для того, чтобы быть максимально эффективным, должен быть полностью вовлечен в то, что он делает. Так что именно слово «вовлечен» вызвало у вас замешательство.
Значит, пока я не нахожусь в своем работающем уме, хотя я и отождествлен с ним и вовлечен, может быть, я и не полностью вовлечен, на меня действуют другие отвлекающие моменты.
Да, таким образом, вовлечение размышляющего ума вызывает отвлечение работающего ума.
Обычно когда я думаю, я делаю еще что-нибудь.
Так что вовлечение действительно необходимо. Полное вовлечение работающего ума необходимо для предотвращения вмешательства размышляющего ума.
И отсюда это ощущение вневременности.
Когда работающий ум вовлечен, действительно ощущается отсутствие времени, поскольку работающий ум может функционировать только в настоящем моменте. Размышляющий же ум всегда работает либо в прошлом, либо в будущем.
Внезапно просыпаешься и думаешь: «Пролетело уже полчаса!»
Именно так.
Если я перехожу улицу и на меня мчится автомобиль, это работающий ум говорит мне, что…
Работающий ум ничего не говорит вам. Работающий ум будет действовать.
И я убегу с его пути.
Да! И то, что вы убежите, будет инстинктивным действием.
А если я сижу и ломаю голову над тем, одалживать ли мне деньги в конце месяца или нет…
Это определенно размышляющий ум.
Короче, пустая трата времени.
Конечно!
Я постоянно говорю себе об этом. (Смех.)
* * *
Когда человек занят грезами, здесь главную роль играет воображение? Имеет ли это какое-нибудь значение? Почему это происходит?
Мечты – это не что иное, как еще один вид объективизирования и создания образов размышляющим умом. Это все тот же размышляющий ум. Вместо использования воспоминаний о прошлом, создания надежд и опасений на будущее, он идет другим путем, вызывая эти грезы. Но все дело в том, что когда человек мечтает, работающий ум отсутствует. Он не имеет к грезам никакого отношения. Или же работающему уму нужно что-то делать, а этот размышляющий ум блуждает, вмешивается. Это один из аспектов размышляющего ума, мешающий работающему уму и замедляющий его работу.
Похоже, что размышляющий ум являет собой стопроцентную мыслительную спекуляцию. Мысли в действительности никакого отношения к тому, что происходит, не имеют.
Правильно.
Мешают ли работающему уму попытки подавить размышляющий ум?
Конечно. Попытки подавить размышляющий ум являются результатом того, что размышляющий ум желает подавить самого себя. Он обнаруживает, что не может подавить самого себя.
Может на какое-то время.
Да, но затем он возвращается с двойной силой и скоростью.
По-моему, Д.Т.Судзуки сказал: «После просветления нет никакого различия, кроме того что просветленный ходит по земле, а непросветленный