Природа обезьяньего ума – постоянно скакать и заниматься болтовней.
Как говорят буддисты, ум создает шум.
Ум является шумом! Дело не в том, что ум шумный, сам ум – это есть шум.
Ум разговаривает сам с собой.
Да, это его природа. Поэтому пытаться контролировать его какими то ни было средствами – значит просто подавлять его.
Когда ум перестанет быть шумным?
Когда будет понимание. Тогда ум станет безмолвным.
Концепция
Я думаю, что это полезная концепция, что нет никакого «я», но считаете ли вы, что есть польза в концепции, что нет никакого высшего «Я».
Концепция высшего «Я» возникает из-за того, что есть концепция «я». Поскольку существует концепция индивидуума, появляется и концепция Бога.
Можете ли вы прокомментировать высказывание Махараджа: «Сознание подобно насыщенному раствору соли»?
Он говорил многое. Что бы он ни говорил, является концепцией, не заблуждайтесь на этот счет, – говорил это Махарадж или Будда, или Христос.
Это как коан? Я не могу разрешить этот коан.
Мне кажется, лучшее объяснение ценности концепций было дано Раманой Махариши. Он сказал: «Концепция полезна, пока вы используете ее как бы вы использовали колючку для того, чтобы вытащить другую колючку, застрявшую у вас в ноге. Затем когда колючка вытащена, вы выбрасываете обе». Вот и вся польза от концепции – устранить какую-то другую мешающую концепцию.
Когда случается понимание, эти слова и концепции отбрасываются. Если вы будете держаться за них, эти слова и концепции станут подобными раковой опухоли, они будут разъедать вас изнутри.
Значит, мы должны выделить суть из всего того, что вы говорите и не цепляться за детали?
Абсолютно верно! Очень часто люди, навещающие меня в Бомбее, после одно-двухчасовой беседы говорят на прощание: «Я пойду, я действительно пойду! Теперь когда я ухожу, скажите – что же мне делать?»
Я говорю им: «Это очень просто. Не думайте о том, что вы услышали здесь. Просто не думайте, что вы, как вам кажется, поняли. И тогда это понимание сможет расцвести. Но чем вы больше вы думаете о том, что вы поняли, тем хуже».
Я выброшу все свои записи. (Смех.)
Хорошо.
Эго
Является ли эго абсолютно необходимым для того, чтобы это все происходило?
Вы имеете в виду для обычной жизни индивидуума?
Я думал, что эго – это нечто неизбежное и ужасное. Это источник всех проблем. Но не является ли эго обязательным в общей картине мира?
Этот вопрос возникает по той причине, что вы путаете слово «эго» с размышляющим умом. Если взять Раману Махариши, Иисуса и Будду, их тела продолжали функционировать на протяжении многих лет даже после того, как произошло просветление. Так что организм тела-ума непременно продолжает выполнять свои функции как сознательные, так и бессознательные. Для того чтобы сознание было в этом организме, должно быть какое-то эго, отождествленное с телом. Если кого-нибудь из этих троих окликали, они поворачивались и отвечали. Так что эго, конечно, присутствует.
Слово «эго» было очень сильно опорочено. Это из-за тог, что мы не понимали этого слова. Эго, отождествленное с телом, является работающим умом, и оно необходимо для того, чтобы тело функционировало. Что отсутствует в случае просветления – это размышляющий ум, который никогда не пребывает в настоящем моменте. Работающий же ум всегда находится в настоящем моменте и делает то, что необходимо. Размышляющий ум всегда живет либо в прошлом, либо в будущем.
Вы должны хорошо понять, что подразумевается под эго. Эго – как действующий элемент, как работающий ум – должно присутствовать. Лишь эго в виде размышляющего ума, думающее о последствиях, думающее как исполнитель, является причиной страдания.
Глава 5. Просветление
Общее обсуждение
Нам, людям, привязанным к идее ананды, это очень тяжело понять.
А еще тяжелее тем, кто привязан к непривязанности. Но это все равно…
Это все равно концепция?
В этом-то и дело. Вам понятно?
Для описания просветления используют аналогию с пребыванием в состоянии глубокого сна в бодрствовании. Значит ли это, что человек больше не осознает себя?
Да, больше не осознает себя как отдельную сущность, как обособленного исполнителя, того, кто имеет переживания.
Есть только осознавание функций тела-ума?
Правильно. Действия, происходящие через этот механизм тела-ума наблюдаются точно так же, как если бы они были действиями любого другого механизма тела-ума. Нет ощущения