означает «союз»), выполняя специфические упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, написанных около двух тысяч лет назад. Система Патанджали, известная как раджа-йога, включает восемь характерных уровней и практик.
1. Яма Жизненное поведение в отношении окружающих: избегание лжи, воровства, причинения вреда другим, чувственности и жадности.
2. Нияма Поведение по отношению к себе: чистота, спокойствие, аскетизм, изучение Писаний и преданность.
3. Асана Упражнения на растяжение, изгиб, равновесие и сидячие позы. Сегодня эти упражнения повсеместно известны как хатха-йога.
4. Пранаяма Дыхательные упражнения с целью контроля ума.
5. Пратьяхара Удаление внимания от тела и чувств.
6. Дхарана Концентрация ума.
7. Дхьяна Медитация.
8. Самадхи Непрерывное пребывание в Реальности.
Большинство перечисленных практик можно отыскать и в других духовных системах. Исключение составляют только хатха-йога и пранаяма, а именно они придают раджа-йоге ее специфический характер. Когда посетители спрашивали Шри Раману об этих практиках, он обычно критиковал хатха-йогу из-за ее одержимости телом. Основная посылка его Учения заключается в том, что духовные проблемы могут быть решены только контролем ума, и поэтому Бхагаван никогда не поощрял практику духовных дисциплин, посвящённых в первую очередь заботам о благополучии тела. Махарши высоко ценил пранаяму (дыхательный контроль), говоря, что она полезна тем, кто не может контролировать ум другим способом, но в целом был склонен рассматривать ее как практику для начинающих. Его взгляды на другие аспекты раджа-йоги (такие, как этика, медитация и самадхи) рассматриваются в отдельных главах.
Кроме раджа-йоги существует еще одна популярная система – кундалини-йога. Практики этой системы концентрируются на психических центрах (чакрах) в теле для вызова духовной силы, которую они именуют кундалини. Цель этой практики – заставить кундалини подняться по психическому каналу (сушумна), который проходит от основания спины до мозга. Кундалини-йогин полагает, что когда эта сила достигнет сахасрары (наивысшей чакры, расположенной над головой), то результатом будет Само-реализация.
Шри Рамана никогда не советовал своим почитателям практиковать кундалини-йогу, так как считал ее и потенциально опасной, и необязательной. Он признавал существование силы кундалини и чакр, но говорил, что достижение сахасрары силой кундалини еще не ведет к Реализации.