Дэвид Годман

Наставления Раманы Махарши

санскрита и акустическим впечатлением для русского уха. Эти условия не всегда совпадают с грамматически верными с позиций санскрита. В частности, при наличии нескольких долгих слогов ударение ставится на последнем из них, если этот слог не последний в слове (s?ksh?tk?ram –сакшатка?ра), а иначе – на предпоследнем (dh?ran? – дха?-рана).

А

абхья?са – abhy?sa – усердная духовная практика.

абхья?си – abhy?si – тот, кто практикует абхьясу (см.).

авастха? – avastha – состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия (см.).

авата?р – avatar – воплощение Бога, обычно Вишну (см.), ради блага мира.

авидья? – avidy? – незнание; неведение.

а?гами ка?рма – ?gami karma – новая карма (см.), накопленная в нынешней жизни и переносимая для отработки в будущие перевоплощения (см. введение к гл. 21).

адва?йта – ?dvaita – недвойственность; также и философское учение недуализма, адвайта-веданта (см.).

адва?йта-веда?нта – advaita v?danta – направление Веданты (см.), связанное с учением недуализма.

адва?йтин – advaitin – последователь философии адвайта-веданты (см.).

а?джапа – ajapa – безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога.

аджа?та вада – aj?tav?da – теория непричинности в адвайта-веданте (см.), доказывающая, что творения мира не было вообще (см. введение к гл. 17).

аджня?на – ajn?na – незнание, противоположность джняны (см.).

аджня?ни – ajn?ni – человек, не осознавший Себя, Атман (см.).

А?ди Шанкарача?рья – Adi Shankar?charya – букв.: «первый наставник Шанкара», ибо слово «Шанкарачарья.» издавна употребляется как титул главы каждого религиозного ордена, основанного при жизни первым, Ади, Шанкарой (см.).

адхиштха?на – adhishth?na – субстрат, подпочва всего существования.

ана?нанда – ana?nanda – букв.: «не-Ананда (см.)», то есть не Блаженство.

А?нанда – ?nanda – Блаженство.

ана?нья шарана?гати – ananya sharan?gati – полная и совершенная отдача себя Богу.

а?нья – аnуа – различие.

ака?ша – ?k?sha – эфир, тончайший из пяти великих элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), фигурирующих в философии индуизма.

Апаро?кша анубху?ти – «Незаочное постижение», произведение, посвященное Само-реализации, приписываемое Шри Шанкарачарье*.

Арджу?на – ученик Кришны, чьи наставления содержит Бхагавадгита (см.).

а?ртха ва?да – artha v?da – вспомогательные, дополнительные аргументы или теории.

а?рул** – arul – Милость.

Аруна?чала*** – Arun?chala – священная гора в Южной Индии, где Шри Рамана провел всю свою взрослую жизнь.

а?сана – ?sana – поза или место (см. введение к гл. 13).

а?сат – asat – букв.: «не-Сат (см.)»; нереальное,