Дэвид Годман

Наставления Раманы Махарши

силы (по контексту).

со?хам – soham – утверждение «Я есмь Он (то есть Брахман)».

сри?шти-дри?шти-ва?да – srishti drishti v?da – теория постепенного творения (см. введение к гл. 17).

сушу?мна – sushumna – психический канал, идущий от основания спины до верхушки головы (см. введение к гл. 13).

сушу?пти – sushupti – третья авастха, или состояние сна без сновидений (глубокий сон).

Т

та?мас – tamas – качество инерции или вялости (см. гуна).

тами?ли – Tamil – южноиндийский язык, родной язык Шри Раманы.

танха? – tanh? – жажда жизни, переживаний, ведущая к перерождению.

та?пас – tapas – букв.: «жар»; обычно этот термин означает интенсивную медитацию, связанную с практикой самоотречения, контроля физического тела, ума и воздержания.

Таттвара?йя – Tattvaraya – ученик Сварупананды, тамильского Гуру XVII в., и автор нескольких философских работ на тамйли.

Теософское общество – Общество, основанное Е. П. Блаватской в 1875 г. для исследования скрытых в человеке сил и содействия распространению вселенского братства.

Тируванна?малай – Tiruvannamalai – город, лежащий у подножия Аруначалы (см.). От его центра до Шри Раманашрама – около трех километров.

тури?я – turiya – четвертая авастха, или состояние сознания, которое содержит и превосходит бодрствование, сновидения, сон без сновидений, являясь их субстратом и сознанием Атмана.

турия?тита – turiyatita – букв.: «превосходящее четвертое».

У

у?ллам* – ullam – духовное Сердце, или Атман.

упаде?ша – upadesha – наставление.

Упаде?ша Са?рам – Upad?sha S?ram – поэма, содержащая тридцать стихов, написанных Шри Раманой на санскрите.

Упаниша?ды. – Upanishads – завершающие части Вед (см.), наиболее авторитетных священных Писаний индуизма. Из Упанишад берет начало вся философия Веданты.

упа?сана – upasana – медитация.

Х

ха?тха-йо?га – hatha y?ga – система физических практик, направленная на поддержание здоровья тела и продление его жизни.

Хри?даям – hridayam – букв.: «это – центр»; Сердце; духовное Сердце (не чакра), местопребывание Атмана в физическом теле.

хрит-гу?ха – hrit guha – пещера духовного Сердца.

Ч

ча?йтанья – chaitanya – Сознание [термин происходит от слова Чит (см.)].

ча?кра, ча?кры – chakra – психический центр в теле (см. введение к гл. 13). Имеются семь главных чакр.

Чит – chit – Сознание.

чит-джа?да-гра?нтхи – chit jada granthi – узел, или звено, между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности.

чи?тта – chitta – психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, ментального, интеллекта).