во всех живых существах. Это же относится и к Богу. Вы должны все объекты считать формой [рупа] Бога. Можно ли, не зная Себя, распознать и осознать истинную форму Бога или Гуру? Поэтому прежде всего познайте вашу собственную истинную форму и природу.
И: Но разве именно для этого нет необходимости в Гуру?
М: Верно. На земле много великих. Считайте своим Гуру того, кто настраивает ваш ум. Изберите в качестве Гуру того, кому доверились7.
И: В чем важность Милости Гуру для достижения Освобождения?
М: Освобождение не где-то снаружи, а только внутри вас. Если человек страстно жаждет избавления, то внешний Гуру толкает его вовнутрь, а внутренний Гуру подтягивает к Атману. Такова Милость Гуру8.
И: Если послушать некоторых, то Бхагаван говорил, что нет необходимости в Гуру. А другие утверждают противоположное. Кто же из них прав?
М: Я никогда не утверждал, что Гуру не нужен.
И: Шри Ауробиндо и другие относят Вас к тем, у кого не было Гуру.
М: Всё определяется тем, что вы обозначаете словом «Гуру». Ему не обязательно присуща человеческая форма. Даттатрея имел 24 Гуру, включая и пять элементов – земля, вода и т. д. Каждый объект этого мира был его Гуру.
Гуру абсолютно необходим. Упанишады говорят, что только он может вывести человека из джунглей интеллекта и чувственных восприятий. Поэтому Гуру должен быть.
И: Я говорю о Гуру – человеке, а у Махарши его не было.
М: Я мог иметь его в то или иное время. Разве я не пел гимны Аруначале?9 Кто есть Гуру? Гуру – это Бог, или Атман. Сначала человек молится Богу ради исполнения своих (мирских) желаний, но приходит время, когда он начинает молиться во имя Самого Бога. Тогда, отвечая на молитвы, Бог является ему в той или иной форме – человеческой или другой, – чтобы вести к Себе в соответствии с его нуждами10.
И: При верности одному Учителю можно ли уважать других?
М: Существует только один Гуру, и он не физическое тело. Пока есть слабость, требуется поддержка силы.
И: Но Джидду Кришнамурти говорит, что в Гуру нет необходимости.
М: Как он узнал это? Такое можно сказать после Освобождения и не ранее11.
И: Шри Бхагаван поможет нам постичь Истину?
М: Помощь всегда есть.
И: Тогда не о чем спрашивать. Но я не чувствую этой вечноприсутствующей помощи.
М: Отдайте себя – и вы найдете ее.
И: Я всегда у Ваших стоп. Не даст ли Бхагаван мне наставление [упадеша], которому я могу следовать? Иначе как я получу помощь, живя за 600 миль отсюда?
М: Садгуру [Гуру, единый с Бытием, или Cam*] – внутри вас.
И: Чтобы понять