это, мне необходимо руководство Садгуру.
М: Садгуру находится внутри вас.
И: Но я хочу видимого Гуру.
М: Этот видимый Гуру** говорит, что он – внутри12.
И: Разве успех не зависит от Милости Гуру?
М: Да, зависит. Но не обусловлена ли такой Милостью сама ваша практика? Ее плоды – результат усилий, автоматически определяющийся ими. В Кайвалья Наваните есть такая строфа: «О Гуру, Вы всегда были со мной, наблюдая меня в череде перерождений и предписывая направление Пути вплоть до моего Освобождения». При подходящих обстоятельствах Атман внешне проявляется как Гуру, в остальных случаях Гуру всегда пребывает внутри, выполняя то, что необходимо13.
И: Некоторые ученики Ширди Сай Бабы говорят, что портрет Учителя является их Гуру, и поклоняются ему. Правы ли они? Ведь они могут почитать портретное изображение как Бога, но какую пользу извлекут, почитая его как Гуру?
М: Этим они укрепляют свою концентрацию
И: Я согласен, что почитание портрета может служить некоторым развитием упражнений в концентрации. Но ведь для подобных вещей Гуру не требуется?
М: Несомненно. Однако, в конечном счете, Гуру только и означает гури – концентрацию.
И: Как же может безжизненная картина помочь в развитии глубокой концентрации? Для этого требуется живой Гуру, который мог бы показать ее на практике. Достичь совершенства без помощи живого Гуру способен, наверно, Бхагаван, но что сказать о людях, подобных мне?
М: Верно. Тем не менее, поклоняясь безжизненному портрету, ум получает некоторую сосредоточенность, которая не станет постоянной до тех пор, пока в процессе исследования человек не познает Себя. Для этого исследования и необходима помощь Гуру14.
И: Говорят, что Гуру может побудить ученика осознать Атман, передав ему некоторые из своих сил? Это правда?
М: Да. Гуру не приводит к Само-реализации. Он просто удаляет препятствия к ней, ибо Атман всегда существует.
И: Если человек ищет Само-реализации, то ему абсолютно необходимо иметь Гуру?
М: Пока вы ищете Само-реализации, Гуру необходим. Гуру – это Атман. Считайте его истинным Я, а себя – индивидуальным «я». Исчезновение этого чувства двойственности и есть удаление неведения. Гуру нужен только пока воспринимается двойственность, так как, отождествляя себя с телом, вы думаете, что Гуру – тоже тело. Ни вы не являетесь телом, ни Гуру. Вы – Атман, и Гуру тоже Атман. Это знание – результат того, что вы называете Само-реализацией.
И: Как можно определить, способен ли какой-то конкретный человек быть