Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

история буддизма17.

Но даже если воззрение Дзогчена — воззрение Мадхьямики-Прасангики, Сакья Пандита утверждал:

"Воззрение Изначальной Йоги18 является мудростью, а не колесницей".

Таким образом, неправильно, основываясь только на ограниченном видении, определять Дзогчен как философскую систему, превосходящую этернализм и нигилизм и касающуюся главным образом Воззрения. Дзогчен следует понимать в совокупности трех аспектов: Основы, Пути и Плода. Воззрение — один из трех элементов Пути, вместе с Медитацией и Поведением. Оно не представляет всей совокупности.

   

2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЙОГИ?

Йога — термин, ныне известный повсеместно, и относится он в основном к методам, используемым для того, чтобы Воззрение позволило нам понять истинное состояние. В Индии развиты различные типы йоги, но я не буду касаться тех, которые философски связаны с этернализмом, поскольку они отдалены от принципов Дзогчена.

Что касается буддийской йоги, то новая традиция19 подразделяет тантры на 4 класса:

Три "низших" тантры:

1. Крияйога

2. Чарьяйога

3. Йогатантра

"Высшая" тантра:

4. Ануттаратантра

В древней традиции Ньингма, тантры подразделяются на 6 классов:

Три "внешние" тантры:

1. Крияйога

2. Чарьяйога

3. Йогатантра

Три "внутренние" тантры:20

4. Махайога

5. Ануйога

6. Атийога

Арага21 объясняет, почему используют термин "внутренняя тантра":

"Божество мудрости не есть что-либо внешнее, но внутренняя природа ума есть божество-йидам, поэтому говорят: высшая внутренняя тантра". II

В новой традиции, в соответствии с большим или меньшим значением, придаваемым аспекту удовольствия или пустоты, метода или энергии, Ануттаратантры разделены на 3 формы: отцовская, материнская и недвойственная22. Арага сказал:

"Дхармасвара, мой учитель и верховный владыка, утверждал, что между отцовскими, материнскими и недвойственными Ануттаратантрами и Махайогой, Ануйогой и Атийогой древней традиции не существует никакой разницы, с точки зрения смысла". III

Другие ученые, принадлежащие как к новой традиции, так и к древней, утверждают то же. Но это ничем не доказывается. В разделе Махайоги традиции Ньингма, например, основной тантрой является "Guhya mula garbha", которая по своему принципу обучения соответствует недвойственным тантрам новой традиции. Различные учителя этой тантры Махайоги ясно объяснили это. С другой стороны, "Калачакра тантра" обычно классифицируется как недвойственная, но нельзя сказать, что ее основной принцип соответствует состоянию самоосвобождения