ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

в обратную сторону тот процесс, который вызвал инволюцию сознания в Монаде. Процесс, с помощью которого Авидья приходит к своему окончательному воплощению, Абхинивеша, является причинно обусловленным, каждая стадия которого соотносится со следующей как причина и следствие. Следовательно, если мы хотим избавиться от конечного результата, мы должны повернуть процесс вспять так, чтобы каждый результат растворился в своей непосредственной причине, и тогда исчезнет вся эта цепочка. Это означает, что Абхинивеша должна вернуться к Рага-Двеше, Рага-Двеша – к Асмите, Асмита – к Авидье, и Авидья – к Просветлению или сознаванию Реальности. Такой возврат каждого результата к своей причине – это не просто интеллектуальное понимание, но осуществление такого сознавания, которое освобождает йогина от результата определённых клеш. Для более детального объяснения читатель может обратиться к комментарию на эту строфу в книге "Наука йоги".

Итак, окончательное или подлинное решение проблемы состоит в развитии сознавания нашей Реальной природы. Это происходит постепенно. Развитие начинается с появления Света на Пути (строфа II-28) и заканчивается обретением Кайвальи (строфа IV-34). Вся система йоги представляет собой не что иное, как методику постепенного и систематического развития сознавания нашей Реальной природы.

И последнее, что мы должны отметить в этой связи, так это то, что сознание "я" не может быть уничтожено каким-либо трюком или простым психологическим приёмом, как пытаются утверждать некоторые учителя, а многие их наивные последователи искренне этому верят. Весь процесс нашего вовлечения в проявление должен быть связан с ослаблением сознания "я", и до тех пор, пока эта проблема не будет решаться кардинально, систематически и с научной позиции, достигнутый результат окажется лишь частичным и временным. Только при регулярных занятиях йогой, продолжающихся до окончательного достижения цели, сознание "я" ослабляется до необходимой кондиции, а сознание освобождается от рабства низших миров.

Глава 10

ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

(J?grat, Svapna, Sushupti и Turiya)

Существует большая степень неопределённости относительно значения четырёх состояний сознания, упоминающихся в литературе по йоге. Эти состояния сознания и их смысл комментировались некоторыми авторами, но, я боюсь, что проблема осталась, и большинство изучающих философию йоги не удовлетворены своими знаниями по этому вопросу. Давайте посмотрим, можно ли проникнуть глубже в природу этих состояний