ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

в том, что одно находится в интегральном состоянии, а другое – в дифференцированном. Первое – это абсолютная причина, тогда как второе – вторичная (относительная). В какой-то степени ум является более непосредственной и близкой причиной, а также субстратом вселенной, поскольку вселенная имеет природу ума, хотя корнями она уходит в сознание и из него происходит.

Так как я часто буду обращаться к афоризмам из "Йога-сутр" Патанджали, с самого начала хотелось бы сказать, что он пользовался словом "chitta" для обозначения той реальности, которую мы обычно называем умом (умом). Но использовал он это слово в более широком смысле, т.к. ему приходилось иметь дело с более широким диапазоном ментальных явлений, видимых и невидимых, на мирском и на духовном планах. Есть два пункта, относящиеся к его концепции ума, которые мы должны отметить во избежание путаницы при изучении "Йога-сутр".

Во-первых, слово "chitta" в некоторых местах используется для обозначения ментального принципа, а в других – для обозначения ума индивида. Когда оно используется в первом значении, то включает весь спектр ментальных проявлений от Божественного или Всеобщего Ума до выражения умственных явлений с помощью человеческого мозга. Когда оно используется во втором смысле, то означает ум индивида и по форме, и по жизненным проявлениям. Индивидуальный ум – это ментальный принцип, действующий через центр сознания определённого духа. Первое – это макрокосм, второе – микрокосм.

Во-вторых, слова "chiti" и "chitta" произошли от одного и того же корневого санскритского слова "Chit", которое значит "воспринимать". Chiti означает сознание, a chitta – ум. Смысл этого общего корня заключается в том факте, что оба его значения по сути имеют одну и ту же природу. Как уже указывалось ранее, сознание – это интегрированная форма, а ум – дифференцированная или модифицированная.

Так как невозможно полностью охватить природу и функции читты, мы выберем несколько аспектов этой таинственной реальности, лежащей в основе вселенной, и посмотрим, как свет оккультизма поможет нам при их рассмотрении. Давайте сначала рассмотрим доктрину Космического Помысла,* т.е. функционирование Ментального принципа в его самом тонком макрокосмическом аспекте. Ибо без некоторого представления этой теории мы не сможем оценить сущностную природу ума: его источник, диапазон проявлений, возможности.

*Ideation (англ.), способность к формированию и восприятию идей. – Прим. ред. пер.

Так как большинство изучающих оккультизм имеют весьма смутное