понятие о Космическом Помысле, являющемся самым тонким видом ментальной деятельности, давайте сначала кратко рассмотрим, что именно это понятие означает в оккультизме. Для этого следует вспомнить концепцию аспекта Непроявленной Реальности, которая даётся в главе о Непроявленном Космическом Логосе в книге "Человек, Бог и Вселенная". В соответствии с этой концепцией Первичная дифференциация Абсолюта ведет к появлению полярного Shiva-Shakti-Tattva или Принципа Отец-Мать. Это корень сознания, с одной стороны, и корень силы – с другой. Вторая дифференциация Абсолюта ведёт к появлению в чистом сознании субъектно-объектных отношений, или аспекта Шивы, который называется Махешвара-Таттва. Это и есть та самая таттва или ментальный принцип, названный нами Непроявленным Космическим Логосом. Именно этот Космический Логос является средоточием Космического Помысла.
Что же такое этот Космический Помысел? Согласно высочайшему учению оккультизма, проявленная вселенная, развёртываясь в пространстве и во времени, является отражением или скорее проявлением Божественного Помысла на низших планах. Идея заключается в том, что это изумительное явление возникает и планируется в Божественном Уме, но остаётся в потенциальном духовном состоянии в Непроявленном в такой форме, которая непостижима для ума. По мере того, как низшие миры формы и материи создаются и постепенно развиваются, Духовная или Божественная вселенная, существующая в уме Космического Логоса, находит своё выражение через эти миры в форме времени и пространства. На самом деле мы не можем иметь какого-либо представления о природе этой ноуменальной Вселенной в Божественном уме за исключением того, что можно вывести исходя из природы феноменальной вселенной, на которую она проецируется и в которой отражается. Но, возможно, аналогичное явление, встречавшееся в нашем опыте, даст нам хотя бы смутное представление об отношениях, существующих между ними.
Великий писатель создаёт сценарий фильма в своём уме. На начальном этапе его создания это чисто ментальный образ, и он существует только в уме писателя, но во всей яркости и реальности, на которые способно воображение великого мастера. Следующий этап – это перевод чисто ментального образа в форму написанного на бумаге. При этом чисто ментальная картина теряет в своей яркости и живости, но приобретает большую определённость и доступность. Третья стадия – это воплощение написанного сценария в кинокартину, требующее сложных кинематографических