ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

или нет. Мы верим тому, во что хотим верить и что соответствует нашим естественным склонностям, даже если это противоречит очевидным фактам действительности. Верить, что человек способен делать всё, что пожелает, несмотря на то, что он даже не знает точно, будет ли жив завтра или нет; несмотря на то, что существуют желания трёх миллиардов человек, которые тоже нужно принимать во внимание; несмотря на то, что земля, на которой он живёт, – это просто пылинка в огромной вселенной, пугающей своей неопределённостью и неизведанными тайнами; верить, что это эфемерное и тщедушное создание, которое мы называем человеком, при таких обстоятельствах имеет полную свободу воли, – это значит жить в придуманном мире, который не имеет никакого отношения к нашему действительному существованию, нашему обычному опыту.

Поэтому очевидно, что ни свободная воля, ни предопределённость не дают истинной картины нашего существования, и истина, касающаяся этого вопроса, не может быть обнаружена на основе поверхностной житейской философии. Вселенная базируется не только на фактах физических и видимых, но и на запредельных и невидимых, причём последние являются более значительными, чем первые. Мы не можем устранить эти факты нашей внутренней жизни, просто решив, что они не существуют, как поступила материалистическая философия. Одним из таких важных фактов, основывающемся на опыте мистиков, оккультистов, пророков и мудрецов, является существование внутреннего, духовного аспекта Реальности, скрывающегося за постоянно изменяющимся миром явлений, в котором все мы живём. Этот мир явлений является лишь тенью духовного мира. И если мы признаем данный факт, то тогда, очевидно, всё происходящее в нашем мире определяется его отношением с духовной реальностью.

Трудно понять природу отношения, существующего между духовным миром, развёртывающимся в Божественном Уме, и тенью, которую он отбрасывает на мир времени и пространства. Именно по этой причине философы, с незапамятных времён размышляющие над загадкой свободной воли и предопределённости, не могут прийти к какому-то конечному выводу.

В Природе имеются факты, позволяющие сделать вывод о том, что в основе вселенной лежит весьма жёсткая предопределённость, согласно которой последовательность и характер имеющих место явлений заданы заранее так же жёстко, как и кадры, проецируемые на экран, заданы плёнкой, находящейся в проекторе. Возьмём, например, способность видеть будущее в деталях, что, несомненно, является