ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

это и многое другое указывает на тот факт, что человек обладает свободой воли, и её становится всё больше по мере того, как он приближается к цели своего человеческого развития. И когда он достигает своей цели и понимает свою истинную Божественную природу, объединив своё сознание с Божественным Сознанием, его воля становится совершенно свободной, потому что он – одно целое с Божественной Волей, и тогда он становится её сознательным проводником.

Итак, обе эти концепции – предопределённость и свободная воля, – хотя и противоречивы внешне, но в том, что касается человеческой жизни, – истинны и являются фактами существования. В паре они составляют парадокс высшей жизни. Такие парадоксы являются неразрешимыми с помощью интеллекта и могут исчезнуть лишь в свете Реальности, поэтому здесь я не предлагаю никакого окончательного философского решения. Но этот вопрос интересен не только с философской точки зрения; он, кроме того, имеет важное значение для практикующего. Поэтому я хотел бы, пусть очень коротко, остановиться на нём, дабы устранить парализующее непонимание, гнездящееся в сознании некоторых учеников, считающих, что их будущее предопределено, и что, соответственно, не нужно предпринимать никаких попыток для избавления от иллюзий и страданий, в которые они оказались вовлечёнными. Такое непонимание, даже нечётко выраженное и существующее только на подсознательном уровне, коварно подрывает все наши устремления и ведёт к смятению и умственной фрустрации. Поэтому, даже если мы не способны разрешить парадокс свободной воли и предопределённости, то всё равно должны изучать этот вопрос и размышлять над ним до тех пор, пока не убедимся, что свободная воля действительно в какой-то мере играет важную роль в жизни человека, и что избавиться от порабощения можно, если этого по настоящему захотеть.

В "Йога-сутрах" Патанджали есть очень важный афоризм, проливающий свет на данный вопрос и указывающий на отношения, существующие между Реальным миром, находящемся в Божественном Уме, и его тенью, проецирующейся в мир времени и пространства. Этот афоризм IV-2 уже цитировался в предыдущей главе и обсуждался в другом контексте. Давайте теперь рассмотрим его подробнее, чтобы показать, как он проливает свет на вопрос ограниченной свободы воли, имеющей место при выработке Божественного Плана. Из афоризма видно, что оккультизм признаёт возможность различных путей или, другими словами, возможные вариации в ходе событий, когда духовный мир Божественного