Ума отражается в мире явлений. Это означает, что предопределённость, по крайней мере в жёсткой форме, не существует. Ход событий в мире явлений не воспроизводит образец или план Божественного Ума жёстко, как кино воспроизводит плёнку на экране, т.е. механически и во всех подробностях. Можно сказать, что это отношение подобно отношению между идеей, существующей в голове архитектора, и зданием, построенным по этому проекту из дерева и камня. При сооружении здания можно пользоваться любым из многочисленных "путей". Строитель может начать с любой комбинации комнат: ADG, CFI , ABC или AEI.
А В С D Е F G H I Он может закончить левое крыло раньше правого и наоборот. Или он может продвигаться от основания обычным способом. Существуют сотни способов, отличающихся значительными и незначительными деталями, с помощью которых здание может быть воздвигнуто и завершено, и, тем не менее, когда оно завершено, эти вещи не имеют никакого значения. В любом случае здание будет одинаково соответствовать тому идеальному зданию, которое было в уме архитектора. И когда оно завершено и предстаёт во всём совершенстве своих форм, способ, которым оно было построено, все детали и т.п. становятся не только нематериальными, но и иллюзорными, простым воспоминанием.
Далее, каковы же различия в деталях этих разных методов завершения строительства здания? В соответствии с Сутрой это просто разница во внешнем виде разных качеств, или дхарм, которые присутствуют в Пракрити в латентной форме. Поэтому завершение здания, так или иначе, зависит от наличия того или иного набора качеств, и все эти качества в латентной форме присутствуют в Пракрити, а некоторые появляются из этого потенциального состояния и переходят в свою активную форму в соответствии с обстоятельствами. Конечно, мы описываем ситуацию в терминах Санкхьи, но это объяснение, по существу, правильно и даже соответствует научным фактам и теориям.
Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, мы взяли строительство одного здания. На это можно возразить, что строительство одного здания – это всего лишь одна незначительная часть изменяющейся и развивающейся вселенной, которая отражает Божественный План. А как насчёт всей вселенной? Если мы хорошо подумаем, то заметим, что можно разделить здание на его составные части, и то, что распространяется на всё здание, будет справедливо и по отношению к любой из его частей. Например, если мы возьмём одну комнату, одни и те же аргументы будут применимы как к строительству комнаты, так и стены.