ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

или, другими словами, является ли он активным деятелем, – это спорный философский вопрос. В соответствии с философией Санкхья его обычно интерпретируют не как действующего, но как являющегося простым наблюдателем явлений, производимых действиями Пракрити. Однако, в действительности, это несостоятельная позиция, потому что мы находим когнитивную и волевую функции, идущими рука об руку повсюду в сфере проявленного. На самом низком уровне органы чувств и активности находятся в физическом теле, тогда как на высшем уровне, в сфере Божественного, имеется Всеведение и Всемогущество, которыми распоряжается Ишвара, Логос солнечной системы.

В чем же тогда загадка учения о Пуруше, который является просто свидетелем, а не действующим лицом? Мы уже видели, что на высочайших уровнях Бытия субъектно-объектные отношения исчезают, а триада Познающего, Познаваемого и Познания соединяется в единое состояние Сознания. Очевидно, что в этом состоянии когнитивная функция, как мы её понимаем, должна исчезнуть, и вместе с ней исчезает связанная с ней волевая функция. На этом уровне знание и воление замещаются уникальным состоянием, в котором субъект и объект, с одной стороны, а также воля и действие – с другой, – неразличимы. Именно такое слияние воли и поступка на высших уровнях интеллектуально интерпретируется в рамках учения Санкхьи как то, что Пуруша – это простой свидетель, не проявляющий никакой активности.

Как уже указывалось ранее, слияние субъекта и объекта, с одной стороны, а также воли и действия – с другой, действительно имеет место на высших уровнях Существования. Слияние, которое имеет место на низших уровнях самадхи, – это простое его отражение в мире относительного. Таким образом, становится очевидным, что Санкхья приписывает Пуруше или индивидуальной Монаде то, что свойственно истинному Брахману или Абсолютной Реальности в сфере Никогда-не-проявляющегося. Отдельная Монада, или Пуруша, даже если она развилась и стала Солнечным Логосом или Ишварой, всё ещё обладает когнитивными и волевыми функциями в виде Всеведения и Всемогущества. Принимая во внимание неясную и неопределённую концепцию Пуруши в Санкхье, не приходится удивляться тому, что подобная путаница имеет место.

Разгадка тайны Духа, контролирующего, направляющего и регулирующего активность оболочки, и при этом не проявляющегося, заключается в том, что тот же самый Дух, являющийся абсолютным контролёром и регулятором всех действий тела, в другом, более низком аспекте, также