ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

на последней стадии самадхи данного уровня. Правда, такое нерасчлененное сознание – это только частичное выражение чистого и целокупного Сознания Монады, но в том, что касается его составляющих, это сознание, тем не менее, является цельным. Оно рассчитано на освещение ментальных явлений на этом определённом уровне, а также на придание характерной окраски этим явлениям. Однако в нём невозможно обнаружить никакого особого ментального состояния или явления. То есть это сознание, с одной стороны, ограничено, с другой – внутри его границ (пределов) отсутствуют какие-либо особенности (характеристики) (Nirvishesha).

И только тогда, когда все уровни ума превзойдены, сознание, наконец, проникает в область Реального, где сознание Пуруши или Монады не просто цельно, но является Целокупно (P?rna). На этот факт чётко указывают афоризмы IV-18 и 22 "Йога-сутр". Мир проявленного – это мир Относительного, и мы замечаем, если посмотрим внимательно, что всё в нём является относительным, даже нерасчлененное сознание. И только когда мы выходим за пределы проявленного, мы можем иметь дело с вещами в их Реальной форме, превосходящей относительное.

Легко увидеть, как при таких обстоятельствах, создаваемых Относительным, можно принимать низшее за высшее и, обладая недостаточными знаниями или под влиянием эгоизма, прийти к выводу, что мы обнаружили Реальную вещь, тогда как всё, что мы смогли постичь – это всего лишь тень или отражение. Такое часто случается с йогинами, пытающимися проникнуть на более глубокие уровни ума без достаточных знаний и чистоты ума. Вот почему на правильном пути йоги от практикующего требуется развить высокую степень различающей способности, отречения и другие качества, чтобы суметь преодолеть иллюзии и избежать опасностей тонких миров. Для того, чтобы следовать путем высшей йоги, ведущем к истинному постижению Себя, необходимы духовная и ментальная зрелость.

Глава 17

ПРИРОДА УМА СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ

Как уже указывалось в последней главе, при изучении и исследовании ума мы не можем ни выделить, ни воспринять его как таковой. Мы способны изучать его функции, содержание, можем манипулировать им, или даже выйти за его пределы, но мы не можем его увидеть. В этой ситуации нет ничего странного или невозможного. В науке имеется множество такого рода проблем.

Возьмем, к примеру, электрон, – одна из наиболее обсуждаемых элементарных частиц в научном мире. Возникла целая отрасль науки, известная как электроника, которая занимается проблемой использования