ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

в этом афоризме говорится о том, что свойства, присущие любому объекту, зависят от его внутренней структуры и строения. Любой, кто имеет какие-то знания в области химии, заметит, что это утверждение соответствует современным научным идеям. Но так как читатель мог и не изучать эту науку, давайте проиллюстрируем данную точку зрения, приведя несколько конкретных примеров.

Возьмём всем нам знакомое вещество, например соль. Молекула соли, являющаяся мельчайшей частицей вещества, состоит из одного атома натрия и одного атома хлора, связанных электрической силой, возникающей из-за перехода одного электрона натрия к атому хлора, как показано на рисунке.

Теперь соль приобретает свойства, с которыми мы все хорошо знакомы. У неё особый солёный вкус, она бесцветна, не имеет запаха и растворяется в воде. У неё есть и другие дополнительные химические, физические и физиологические свойства, с которыми хорошо знакомы учёные. У соли существуют и некоторые другие свойства, которые ещё не открыты. Все эти свойства в совокупности присущи молекуле соли, и где бы она ни появилась, появятся и эти свойства.

Возьмём другое вещество, – глюкозу, химическое строение которой обозначается формулой С6Н605. Это значит, что молекула глюкозы содержит 6 атомов углерода, 6 – водорода и 5 – кислорода, соединённых между собой особым способом. Где бы ни обнаружилась молекула глюкозы, мы встретимся с характерными свойствами этого вещества, т.е. сладким вкусом, отсутствием запаха и цвета, а также со многими другими химическими, физическими и физиологическими свойствами. Все эти свойства зависят от строения или структуры молекулы и ни от чего больше.

Но давайте не будем сейчас заниматься вопросом структуры или строения вещества. Что нам нужно понять при изучении афоризма, так это то, что присущие веществу или предмету свойства в их совокупности зависят от его внутренней структуры. Что является природой этой структуры – это другой фундаментальный вопрос, который мы будем рассматривать при изучении следующего афоризма.

Нужно отметить здесь, что в этой Сутре метод формулирования учения, теории или различные идеи, находящиеся в цепи аргументов и положений, всегда взаимосвязаны, хотя это и не очевидно; и ключ к пониманию загадочного афоризма часто лежит в выявлении этой связи. Этот факт раскрывается даже самим словом Сутра, которое означает "нить", – невидимую и лежащую в основе отношения, связывающего все идеи.

Санскритское слово te или "они" в IV-13 относится к дхармам или