качествам, упомянутым в предыдущем афоризме. Но это не только качества, которые можно воспринять, или которые уже были обнаружены, но и все качества в совокупности, некоторые из которых могут быть открыты в будущем, или же могут существовать на более тонких планах. Поэтому vyakta-s?kshm? относится ко всем качествам, присущим субстанции. Gun?tm?nah перевести трудно. Дословно, это означает: "имеющее природу гун", "то, что опирается на гуны", "то, что зависит от гун". Это именно те гуны, которые в соответствии с психологией йоги определяют внутреннюю, или сущностную структуру всех вещей, и поэтому можно сказать, что свойства, присущие каждому веществу, зависят от гун. Если вещь составная, её свойства будут зависеть от всех внутренних структур всех её компонентов.
Необходимо помнить, и об этом говорится везде, что свойства в том виде, в каком мы их воспринимаем, существуют в нашем уме, а не в объекте. Они возникают в уме в результате его стимуляции определённой структурой объекта. Проявление предполагает установление разнообразных отношений между сознанием и так называемой материй, в результате которых материя определённой структуры вызывает определённые свойства или ряд свойств в уме. На физическом плане эти элементарные ментальные образы, появляющиеся в уме с помощью органов чувств, называются ощущениями. Но на более тонких планах именно структура объектов вступает в контакт с сознанием и определяет ментальные образы, которые возникают в уме посредством этих объектов.
Зависимость внутренней структуры каждого объекта от гун объясняется в следующем афоризме, к рассмотрению которого мы теперь переходим:
Parin?maikatv?d vastu-tattvam (IV-14)
"Сущностная природа объекта определяется единообразием трансформации (гун)".
Этот афоризм основывается на учении о гунах, которое образует один из главных столпов психологии йоги. Это учение будет анализироваться позже в одной из глав этой книги, и поэтому здесь мы не будем вдаваться в подробности, а только кратко напомним основные принципы, лежащие в основе этого учения, чтобы можно было понять общий смысл данного афоризма.
Я могу начать с напоминания, что основная цель, лежащая в основе учения о гунах – это показать, что проявленная вселенная внутренне и сущностно основана только на движении. Это, как мы знаем, основное учение оккультизма, и до тех пор, пока мы не поймём его глубоко, то так и не сможем постичь, каким образом основа этой явно осязаемой и материальной вселенной может быть ментальной. Чтобы показать, что абсолютная