ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

пратьяю до тех пор, пока она не отбрасывается в практике асампраджнята-самадхи. Такое сознание всегда находится в основе ментальных явлений и, фактически, является светом, озаряющим эти явления. Оно на мгновение показывается через разрывы между последовательными моментами мышления в нирвитарка-самадхи, но не воспринимается из-за большой скорости сменяющих друг друга впечатлений, производимых прерывистой пратьяей в сампраджнята-самадхи. И только когда в практике асампраджнята-самадхи эти впечатления устраняются, а промежуток становится продолжительным, сознание, лежащее в основе, раскрывается. Как уже объяснялось в комментарии к афоризму I-17, если практика асампраджнята-самадхи практикуется успешно, сознание рано или поздно уходит через свой центр и возникает на следующем, более высоком плане, и весь этот цикл повторяется до тех пор, пока не достигают атмического уровня.

Поскольку атмический уровень находится на границе, отделяющей сферу ума и Пракрити от целокупного и Реального сознания Пуруши, дальнейшее проникновение в сознание может привести только к сфере самой Реальности. Процесс проникновения сквозь этот последний покров ума осуществляется в рамках нирбиджа-самадхи, о чём говорится в нескольких последних афоризмах четвёртой главы.

Изложенное в предыдущих абзацах поможет немного понять природу и функции трёх ментальных трансформаций. Функция самадхи-паринама заключается в том, чтобы полностью изолировать "объект" медитации от всех остальных объектов и удерживать ум в состоянии созерцания "объекта", непрерывно и без отвлечения. Функция экаграта-паринама заключается в том, чтобы свести "объект" к самой его сущности. Этот предельный минимум, который по своей природе неизменен, является реальностью этого "объекта" и объектом сампраджнята-самадхи. Функция ниродха-паринамы состоит в том, чтобы достичь сознавания относительно нерасчлененного сознания на определённом уровне, а также позволить центру сознания проникнуть на следующий более высокий план. Это достигается благодаря практике асампраджнята-самадхи.

Для того, чтобы получить более ясное представление о каждой из этих функций в практике самадхи, давайте вспомним различные стадии полного цикла трёх трансформаций на низшем уровне. Ментальный процесс, начинающийся с дхараны и заканчивающийся нирвитарка-самадхи – это действие с целью достижения состояния самадхи, и поэтому он называется самадхи-паринама. Кажущееся неизменным и ограниченным состояние, достигаемое