ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

эту стадию, он переступает порог нирваны и становится постоянно пребывающим в мире Реальности, свободном от иллюзий и ограничений проявленных миров. Тем не менее, он способен жить и работать в этих мирах как свободный и сознательный посланник Божественной Жизни.

Из всего ранее сказанного видно, насколько важно для изучающего йогу иметь ясное представление о природе и функциях этих трёх видов ментальных трансформаций, если он хочет правильно понять природу, функцию и технику самадхи на её различных стадиях.

Глава 23

ПРИРОДА САМАДХИ (2)

После общего обзора природы самадхи, а также ментальных процессов и стадий, имеющихся в практике высшей йоги, давайте попытаемся как можно лучше понять сущностную природу самадхи. Эта тема тщательно анализировалась в различных контекстах книги "Наука йоги", и поэтому нет необходимости вдаваться в подробные объяснения. Нашей целью сейчас является проникновение в самое сердце предмета и попытка понять его как можно глубже, хотя мы и смотрим на эти ментальные состояния и процессы снаружи, будучи лишёнными преимущества того внутреннего озарения, которое возникает при непосредственном переживании. Мы начнём наше изучение с обращения внимания на один афоризм из первой главы "Йога-сутр", а именно I-41:

Kshina-vritter abhij?tasyeva maner grahitri-grahana-gr?hyeshu tatstha-tadanjanat? sam?pattih

Этот афоризм уникален, и он даёт нам возможность с помощью сравнения проникнуть в сущностную природу самадхи. Прежде чем заняться различными формами самадхи и различными стадиями, которые нужно пройти для достижения конечной цели самадхи, Патанджали пытается дать в этом афоризме чёткую идею того, чем же является самадхи по своей сути. В свободном переводе этот афоризм выглядит так:

"Когда ум освобождается от своих ментальных модификаций при медитации на "объекте", три составляющих сложного ментального процесса, называемые познающий, познание и познаваемое (или знающий, знание и узнаваемое) сливаются в однородное состояние сознания так же, как непрозрачный предмет, помещённый на цветную поверхность, сливается с ней и растворяется в единой форме визуального впечатления, когда освобождается от своей непрозрачности."

Смыслом санскритского слова Kshina является не только процесс постепенного уменьшения, но и его конечная стадия – полное исчезновение, точно так же, как фазы луны включают не только полную луну и различные стадии её убывания, но также и последнюю стадию полного исчезновения. Поэтому данный афоризм применим ко всем этапам читта-вритти-ниродха,