в ходе которых модификации ума постепенно ослабевают, и, в конце концов, полностью исчезают.
В этом и заключается красота санскритского языка. Большинство важных слов имеют такой широкий спектр значений, что можно одним словом обозначить все стадии сложного процесса, все фазы изменяющегося состояния, или все составляющие сложной вещи. Только с помощью такого языка можно изложить сложный предмет в форме сутр и сделать это в высшей степени лаконично.
Слово Kshina, следовательно, может выразить все стадии медитации: не только те, в которых йогин постепенно приобретает всё более полное и правильное знание "объекта" медитации, но и конечную стадию нирвитарка-самадхи, когда реальность "объекта" сияет сквозь прозрачный ум, не омрачённый ментальными модификациями (chitta-vritti).
Сравнение, использованное в афоризме для иллюстрации слияния познающего, познаваемого и познания в единое состояние сознания, объяснялось в других контекстах, и было показано, как непрозрачный предмет, помещённый на цветную поверхность, сливается с цветом поверхности при потери своей непрозрачности, возникающей из разного рода препятствий. Это сравнение образно иллюстрирует прямое восприятие реальности "объекта" йогином, когда его ум постепенно очищается от загрязнений и сливается с "объектом" медитации.
Следует помнить, что ум – это просто инструмент сознания, посредник между субъектом и объектом, когда абсолютно всё воспринимается через его искажающую и помрачающую завесу. Когда же он лишается активности и омрачающей способности, становясь, так сказать, пустым, завеса между субъектом и объектом исчезает, и "объект" может восприниматься непосредственно. Наблюдая за игрой теней, мы видим всё через завесу экрана. Но если экран убрать, мы сможем увидеть игру непосредственно.
Такое постепенное растворение одного предмета в другом через постепенную утрату своих собственных качеств и индивидуальности может происходить и в других случаях, например, в случае сильной любви, или при полном самоотречении. Это – одна из глубочайших тайн внутренней жизни, базирующаяся на том фундаментальном факте, что в основе проявленной вселенной лежит только Одна Реальность. И хотя в своём внешнем выражении такое слияние может принимать множество форм, по сути это процесс постепенного обнажения ума до его эго-центра, который создаёт иллюзию отдельности. Когда это обнажение возникает, результатом является унификация двух сущностей: либо унификация субъекта и объекта, либо унификация