целого. Йога – это практическая наука, и подобно всем другим наукам она имеет теоретические и практические аспекты. Но так как здесь мы имеем дело с вещами, находящимися за пределами переживания обычного человека, её философия и практика часто представляются чем-то неясным и таинственным; поэтому понять и пользоваться ими могут только те, кто принимает всё это всерьёз и готов подвергнуть тщательному изучению свою жизнь и свой ум.
Для того, чтобы понять сущностную природу гун, нам придётся продвигаться шаг за шагом, систематически отслеживая различные звенья цепи теорий, которые хоть как-то проливают свет на этот предмет. Поскольку некоторые из теорий уже подробно обсуждались в различных контекстах, нет необходимости заниматься ими здесь. Достаточно будет просто назвать их и указать, какое они имеют отношение к рассматриваемому вопросу.
Вся система оккультной философии основана на фундаментальной теории, недвусмысленно утверждающей, что проявленная вселенная возникла и является выражением Абсолютной Реальности, называемой Абсолютом или Парабрахманом. Эта Реальность в своём высочайшем аспекте является гармоничным, сбалансированным и нераздельным Целым, без начала и без конца, за пределами всех оппозиций и дифференцированных состояний. Таким образом, она есть и пустота, и вместилище.
В следующем, более низком её аспекте, имеется первичная дифференциация на два полярно противоположных принципа, – Шива и Шакти, которые могут также считаться корнями Сознания и Силы. С первой дифференциацией тесно связана возникающая из неё вторая, в ходе которой выявляются отношения Себя и Другого, т.е. закладываются основания ментального принципа. И хотя обе эти дифференциации, имеющие место в Непроявленном, для удобства рассматриваются по отдельности, весь процесс следует считать единой двойной дифференциацией, которую можно представить в виде креста двух видов взаимно ортогональных полярностей.
Вышеупомянутые аспекты Непроявленного могут быть представлены в виде следующей диаграммы:
Из этой диаграммы видно, что вторая дифференциация, будучи основанной на первой, соотносится с обоими полюсами первичной двойственности и разделяет каждый соответственно на три части: Сознание порождает тройку сат-чит-ананда, а Сила – тамас-раджас-саттва. И хотя это разделение на три части в результате второй дифференциации вообще-то не считается полярным, оно основано на противопоставлении двух противоположных принципов, и в широком смысле может