ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

символическому воплощению активной Божественной Силы.

Srishti sthiti vin?sh?n?m shaktibhute san?tani

Gun?shraye gunamae N?r?yani namostu te

"Ты – Вечная Божественная Сила, которая создаёт, сохраняет и разрушает (вселенную). Ты не только пронизываешь гуны (во время проявления), но и даёшь им прибежище (во время пралайи). Слава тебе, Нараяни".

В приведённой выше шлоке Дурга называется гунашрае и гунамае. Как гунашрае Она является Шакти, в которой гуны становятся лаей или латентными при возвращении в своё непроявленное состояние. Как гунамае Она лежит в основе Реальности и пронизывает проявленное состояние гун (проявившуюся Пракрити). Точка зрения, утверждающая, что Читта и Пракрити коррелируют друг с другом, а также появляются и исчезают одновременно, не только рациональна, но и находится в полном согласии с оккультной теорией, касающейся стадий проявления Абсолютной Реальности.

Пракрити, представленная в вышеприведённой диаграмме, – это Мулапракрити, или корень Пракрити, потому что в сфере Непроявленного всё является потенциальным, скрытым и таинственным источником соответствующих Принципов, переходящих в активное состояние при наступлении стадии проявления. Оккультная философия признаёт различные виды, или, скорее, уровни Пракрити, и считается, что Пракрита, которая функционирует в сочетании с читтой или умом, является низшей Пракрити.

Далее, если Пракрити – это не Шакти, тогда что же это? В соответствии с философией санкхья это не что иное, как нерасчлененное или гармоничное состояние трёх гун. Это состояние называется "состоянием гармоничного единения" (s?my?vasth?), в котором каждая гуна настолько полно смешивается с остальными, что они становятся неразличимы. Это также называется "нерасчлененным состоянием" (dharmi), служащим источником или основой всех дхарм или свойств (качеств).

Как мы уже видели на многих примерах интеграции и дифференциации, интегральное состояние потенциально содержит всевозможные дифференцированные состояния тех или иных сущностей. Так как оно потенциально содержит все дифференцированные состояния, то при необходимых условиях интегральное состояние способно проявить любое из них, так же как белый свет может высвободить из своего интегрального состояния любой цвет в зависимости от возникающих при проявлении условий.

В случае с Пракрити дифференцированные состояния, содержащиеся в ней в интегрированной форме, – это бесконечное разнообразие качеств, которые способен воспринять ум во всех своих тонких состояниях. Это показывает, что