объекты?" Эти свойства в философии йоги называются дхармами, а на их сущностную природу указывает афоризм IV-13 "Йога-сутр".
Те vyakta-sukshm?h gun?tm?nah
"Они (дхармы или свойства), проявленные или тонкие, имеют природу гун."
Именно всевозможные и бесчисленные комбинации трёх первичных гун являются основой всех свойств. Каждая такая комбинация при воздействии на ум даёт начало определённому набору свойств, и каждое сочетание свойств, представляющих объект, может быть объяснено определённым сочетанием гун. Такое обобщающее и странное положение трудно понять без помощи открытий, сделанных в области науки за последние годы. В качестве учения индуистской философии и оккультизма эта идея передавалось из поколения в поколение в течение тысячелетий, и только сейчас, в свете исследований и теорий современной науки, обычный человек может считать её, по крайней мере, правдоподобной, если не рациональной теорией.
Сущностная природа гун раскрывается в афоризме II-18 "Йога-сутр".
Prak?sha-kriy?-sthiti-shilam bhutendriy?tmakam bhog?pavarg?rtham drishyam
"Всё Видимое (объективная сторона проявления) состоит из элементов (bh?ta) и органов чувств (indriya) и является по своей природе сиянием, активностью и стабильностью (саттва, раджас и тамас), а также имеет своей целью (обеспечивает Пуруше) опыт и освобождение."
В этом афоризме приводятся две троичности, кратко излагающие функциональный и структурный, или субъективный и объективный аспекты ментальных явлений. На функциональный и субъективный аспект указывает фраза bhutendriy?tmakam, которая просто и понятно объясняет, что ментальные явления, по своей сути, – это взаимодействие между индриями (пять органов чувств) и бхутами (пять стимулирующих агентов ощущения). В результате этого взаимодействия на физическом плане устанавливаются отношения между воспринимающим и воспринимаемым, а также происходит ментальное восприятие на самом низком уровне.
На структурный или объективный аспект имеется указание в фразе Prak?sha-kriy?-sthiti-shilam, которая просто означает, что три гуны по своей сущности – это сияние (вибрация), активность и стабильность, различные комбинации которых образуют бхуты и индрии.
Отношения между двумя этими триадами могут быть представлены следующим образом:
Воспринимающий Восприятие Воспринимаемое Тамас Саттва Раджас Это демонстрирует отношения восприятия (Буддхи) и Саттвы, на которых строится вся психология йоги.
В соответствии с психологией йоги результат взаимодействия между бхутами и индриями не случаен, но чётко отрегулирован в соответствии