ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

три стадии инволюции сознания при его проявлении. Минеральное, растительное, животное и человеческое царства – это оставшиеся четыре из семи стадий, через которые проходит сознание во время своего инволюционно-эволюционного цикла в нижних мирах проявления, как это показано на следующей диаграмме:

Эта Элементарная Сущность образует часть оболочек всех живых существ, развивающихся в низших неодухотворённых мирах, и именно с ее помощью взаимодействие молекул и атомов на физическом плане способно вызывать чувственные образы. Эта Элементарная Сущность является тем недостающим звеном, которое отвечает за превращение чисто материального взаимодействия атомов и молекул во взаимодействие умов и появление чувственных образов. Мы можем считать её "духом" так называемой материи, зачаточным умом и сознанием в этом "духе", которые влияют на ум и сознание живых существ, в чьих умах возникает ощущение. Сами названия "Элементарная Сущность" и "Пять Элементов" должны были дать ключ к загадке ощущений, но каким-то образом важное значение этого особого вида сверхфизической материи было упущено теми, кто пытался исследовать эти явления. Их интеллект был занят Элементами и пр., и они не смогли увидеть важной функции Элементарной Сущности, являющейся мостом между материей и сознанием.

В символике Махеши или проявленного Логоса имеется указание на тот факт, что как субъективный, так и объективный аспекты проявленного мира уходят корнями в сознание. Его часто символически изображают с пятью лицами (pancha-vaktram) и тремя глазами (tri-netram). Пять лиц Махеши символизируют пять элементов или пять таттв, что явствует из их названий. Три глаза символизируют субъективную силу познания, или восприятия, два обычных глаза символизируют познание посредством органов чувств, тогда как третий необычный глаз в центре лба символизирует непосредственное познание и активность. Когда на более глубоких уровнях сознания выходят за пределы опосредованного познания и активности, они сливаются в одну нераздельную функцию. Очевидно, что разделение объединенной функции на две различные может иметь место только при посредничестве двух различных инструментальных наборов – пяти органов действий и пяти органов чувств. Когда эти инструменты переходят на более высокий уровень эволюции, две различные функции снова должны объединиться в одну, что осуществляется посредством одного инструмента – Точки или Мано-бинду.

Эта истина, которую призвана выразить символика Махеши, имеет