ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

отметить, что в случае со зрением и слухом предмет не входит в прямой контакт с соответствующими органами чувств; воздействие происходит посредством вибраций. Когда же мы имеем дело с запахом, вкусом и осязанием, то чтобы вызвать соответствующее ощущение, необходим непосредственный контакт с органами чувств. Итак, чтобы возник запах, частицы пахучего вещества должны войти в контакт со слизистой мембраной носа. Для того, чтобы почувствовать вкус, растворённое вещество должно войти в контакт со вкусовыми рецепторами. И, наконец, для того, чтобы почувствовать, является ли вещество горячим или холодным, мягким или грубым, оно должно соприкоснуться с кожей. Существует только одно исключение из последнего положения, касающееся функции кожи, и оно заключается в том, что раскалённый предмет может влиять на кожу и на расстоянии, так же как и свет. Вероятно, это объясняется тем, что излучаемая энергия имеет двойственный характер. Она корпускулярно-волновая, и эти характеристики меняются в зависимости от длины волны. Более короткие волны в диапазоне излучения влияют на глаз, тогда как более длинные – на кожу. В этом нет ничего удивительного, поскольку считается, что зрение, точно так же как и обоняние, слух и вкус развились из тактильного ощущения посредством его постепенного обострения и специализации.

Возвращаясь к вопросу об очевидном различии между бхутами, индриями и танматрами, следует отметить, что при более внимательном изучении механизма чувственного восприятия можно увидеть естественную связь между жидким состоянием и ощущением вкуса, поскольку научно доказано, что вкус не воспринимается вне жидкости. Вещество, обладающее вкусом, может войти в контакт со вкусовыми рецепторами лишь в том случае, если находится в жидком состоянии, или в виде раствора.

Кроме естественной связи жидкого состояния или джалы с ощущением вкуса (раса), остаются ещё две бхуты, связанные с соответствующими танматрами, а именно: ваю (воздух) в связи со спаршей (осязанием) и притхви (земля) в связи с гандхой (запахом), и сейчас мы рассмотрим эти отношения.

Каково же сущностное качество ваю или газообразного состояния? Частицы газа беспорядочно двигаются во всех направлениях, постоянно сталкиваясь друг с другом, и когда они встречаются с твёрдым или жидким материалом, возникают такие явления как давление, температура и пр. Все соответствующие этому проявления воспринимаются кожей, то есть органом осязания. Итак, связь газообразного состояния с органом осязания