ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

вибрации (n?da), при помощи постепенного процесса конденсации, как было описано ранее, происходят оставшиеся три бхуты и их оболочки – газообразное, жидкое и твёрдое состояния. Эти три, представляющие собой обычные стадии последовательной конденсации, а не фундаментально отличные от них предшествующие трансформации, более близко связаны друг с другом, чем первые две.

В предыдущей главе указывалось, что три вида ощущений – осязание, вкус и обоняние – считаются сравнительно менее развитыми, чем другие два – зрение и слух. Интересно отметить, что различие между этими двумя группами ощущений подтверждается различием в способе развития, или происхождении соответствующих бхут. Является ли это различие следствием того факта, что первые три вида ощущения всё ещё недоразвиты и приобретут более высокую степень совершенства в будущем, или же это происходит из-за сравнительно грубой природы соответствующих бхут или индрий, которые неприспособленны к дальнейшему развитию и совершенствованию, – это вопрос, ответ на который нужно искать в Божественном Плане человечества.

Следует также отметить, что бхуты и индрий просто формируют механизм для работы ума, функционирующего по субъектно-объектному принципу на низших планах проявления. Они предназначены для раскрытия способности непосредственного восприятия и деятельности сознания с помощью более грубых, начальных методов опосредованного восприятия и действия. Они, таким образом, просто рассматриваются как временные приспособления в долгом и неограниченном развитии сознания, начиная с его самого низкого уровня. Когда силы Высшего Сознания должным образом раскрываются и могут работать самостоятельно, независимо от низших механизмов, базирующихся на бхутах и индриях, этот механизм становится ненужным, и он замещается непосредственным восприятием и активностью, на что указывается в "Йога-сутрах". Он может продолжать использоваться в некоторых случаях для удобства, но в нём уже нет абсолютной необходимости.

Это общее явление, наблюдаемое в процессе эволюции тела, ума и сознания. На ранних стадиях механизм медленно и кропотливо строится, чтобы побуждать к действию потенциал ментальной и духовной способности, но когда потенциальные способности становятся активными и достигают необходимого уровня развития, низшие механизмы больше не нужны, они исчезают, постепенно атрофируясь, или иногда продолжают выполнять в организме незначительные функции.

Создание пяти джняниндрий и их стимуляция