функционирования пространство также называется chid?k?sha или Умственное Пространство. Оно связано с субъективным умом, с одной стороны, а также с объективными бхутами, с другой.
Эти два потока Ума и Материи, происходящие из чидакаши, в действительности являются инструментами в проявлении двух полярных противоположностей – Сознания и Силы, или Пуруши и Пракрити. Они повсюду перемешиваются друг с другом и образуют основу ментальной структуры, чем в действительности и является проявленная вселенная. Этот вопрос более детально рассматривался в других контекстах, и поэтому нет необходимости дальше развивать эту тему. Всё, что здесь необходимо понять, так это то, что чидакаша или Пространство Ума является посредником, из которого проявленная вселенная вырабатывается и в котором она функционирует. И за этим посредником, а также внутри него скрыта та двойственная Реальность, которую мы называем Shiva-Shakti-Tattva.
Nir?k?ramomk?ra m?lam turiyam
Gir?j??nagotita misham girisham
Kar?lam mah?k?la k?lam krip?lam
Gun?g?ra sans?ra p?ram natoham
nir?k?ram – бесформенный, omk?ra-m?lam – Реальность, находящаяся в корне (сердце) священного слога Ом, turiyam – четвёртое и высочайшее состояние сознания, в котором обретается сознавание Реальности, gir? – речь, j??na – знание, go – орган чувства, atita – за пределами, isham – Господь (Владыка), Правитель, girisham – Владыка горы (Кайласы), kar?lam – ужасный, невыносимый для совершающих дурные поступки, mah?k?la – абсолютный принцип времени, из которого происходят различные меры времени, k?lam – время, Высший Дух как принцип разрушения, krip?lam – милосердный, сочувствующий праведным и преданным, guna – принадлежность (свойство, качество), ag?ra – дом, sans?ra – поток явлений, p?ram – противоположный берег реки, укрытие (убежище), natoham – Я склоняюсь с почтением.
"Я склоняюсь с почтением перед Тем, кто является бесформенным, кто является Реальностью, сокрытой в сердце священного слога Ом, кто является высочайшим состоянием Сознания, кто является Господом за пределами сферы речи, ощущений и ума, кто является Владыкой священной горы, кто ужасен для совершающих дурные дела и сострадателен к праведным, кто является основой Времени, а также основой изменения и разрушения, кто является другим берегом или убежищем, и к которому мы приходим, когда пересекаем эту стремительную реку потока феноменов, низшие миры."
Nir?k?ram. Эта строка снова содержит указания, касающиеся нескольких высочайших истин оккультизма. Ниракарам означает "бесформенный", и хотя это – отрицательное определение, его следует истолковывать в более глубоком