и проникать все эти миры. Будучи абсолютным источником всех создаваемых миров, которые появляются во времени и пространстве, в вечном чередовании сришти и пралаи, Он сам должен оставаться никогда-не-проявленным. Освещение мира, на которое указывает фраза jagad-bh?ksaka, – это освещение светом сознания. Нам обычно не удаётся понять, что именно сознание, лежащее в основе вселенной, делает возможным не только её восприятие, но и само объективное существование. Как уже указывалось в другом контексте, это – и субъект, и объект одновременно.
Последняя фраза pay?dap?y?t означает "спаси нас от вреда и бедствий", и её следует истолковывать в соответствии с возвышенной глубокой тональностью всего гимна. Обращаться к Всемогущему с унизительной молитвой о защите от бед и неудобств этой жизни было бы недостойным и совершенно неуместным в рассматриваемом контексте. Это будет напоминать нищего, приближающегося к королю с просьбой о милости, а потом просящего всего лишь утолить голод. Если у него есть возможность получить благодеяние от короля, почему бы не попросить чего-то такого, что покончит с его бедностью до самого конца жизни. Молить Бога о чём-то обыденном, что мы можем получить благодаря своим собственным усилиям или же от обычных мирских людей, – значит неправильно понимать и совершенно недооценивать Его возвышенную природу и силу, а также наше собственное божественное происхождение. Искренне желающий изучить йогу просит только о такой "милости", которая поможет ему навсегда освободить себя и других от иллюзий и ограничений низшей жизни, так как именно они являются наши настоящими врагами.
Tad ekam smar?mas tad ekam Jap?mah
Tad ekam Jagat-s?kshi r?pam nam?mah,
Sad ekam nidh?nam nir?lambamisham
Bhav?mbhodhi-potam sharanyam vraj?mah.
Tad ekam – Тот единственный, smar?mah – мы медитируем, постоянно помним, jap?mah – мы почитаем (произнося молитвы и мантры), jagat-s?kshi r?pam – Тот, кто является и субъективным и объективным аспектом вселенной, nam?mah – мы кланяемся, sad ekam nidh?nam – вместилище Единой Истины, nir?lambam – кто не зависит ни от чего, существующий сам по себе, isham – Господь, bhav?mbhodhi – океан нереального существования, potam – корабль, судно, sharanyam – прибежище, vraj?mah – мы все идём вместе.
"Он – тот единственный, которого мы помним и на которого медитируем; Он – тот единственный, которого мы почитаем через джапу; Ему – единственному, кто есть и объективный и субъективный аспект вселенной, мы кланяемся с обожанием, и все мы вместе идём к Нему, кто является вместилищем Единой Истинны, кто – существующий сам по себе Господь, кто является