было сказано при обсуждении Дхьяна-мантры Махеши в отношении двух Божественных сил, символизируемых vara-mudr? и abhiti-mudr?. Бог осуществляет все наши желания получения наслаждения и обычные мирские блага до тех пор, пока эти вещи нужны нам на ранних стадиях нашего ментального, морального и духовного развития. Но когда мы становимся достаточно зрелыми духовно и способны понять истинную цену блеска этих временных и иллюзорных объектов вожделения, и искренне хотим освободиться от иллюзий и ограничений нижних миров, Он даёт нам Освобождение. Это Он является подателем (prad?t?) того и другого, хотя, очевидно, что эти дары могут дойти до ученика при посредничестве Сат-гуру.
Как уже ранее указывалось, очень трудно, если не невозможно, отличить настоящего Сат-гуру от Ишвары из-за слияния сознания и воли Освобождённого существа с Божественным Сознанием и Волей. Но для того, чтобы служить сознательным посредником Божественного, он должен быть настоящим Сат-гуру, а не просто самозванцем, дживанамуктой с его собственных слов, или со слов его последователей. Как же обычный ищущий может разыскать и выявить такого Сат-гуру? А ему и не нужно этого делать. Сам Сат-гуру обычно выявляет и безошибочно обнаруживает ученика, который готов для того, чтобы следовать Пути. Дело ученика – прилагать все усилия, чтобы подготовить себя к этой особой привилегии, а также терпеливо и упорно ждать, пока Сат-гуру сам не предоставит ему такую возможность. Отсюда и оккультный афоризм: "Когда чела готов, появляется Гуру".
Часть Вторая
ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ СОЗНАНИЯ
Глава 5
СОЗНАНИЕ – ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО
Одним из прямых последствий размежевания религии и философии на Западе является тенденция рассматривать природу сознания как чисто философский вопрос, который никак не связан с проблемами религии. Концепция сознания – очень нечёткая и неопределённая, но какова бы она ни была, она рассматривается просто как психологическая проблема. Сознание считается тем же самым, что и мыслительный процесс. Оно определённо считается умственным явлением, связанным с субъективным аспектом ума в отличие от мыслей, которые считаются объективными.
Даже такая нечёткая концепция природы сознания, возможно, покажется современным психологам слишком однозначной и не всеми будет принята. Большинство психологов из-за своего материалистического мировоззрения всё ещё отказываются признавать ум независимым, чем-то отдельным и не связанным с телом, а также способным существовать вне тела. Сознание,