ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

сознания, и увидели, что оно следует непосредственно после Реальности и является источником ума и материи, вы легко сможете понять, насколько нелепо пытаться исследовать феномены и природу сознания с помощью любого физического аппарата, каким бы сложным и чувствительным он ни оказался и какими бы внушающими доверие ни казались лаборатории, в которых проводятся эксперименты.

В этой связи я вспоминаю забавный эпизод, рассказанный мне одним Свами, который жил в маленькой ашраме у подножья Гималаев. Однажды, когда он сидел в своей келье, приехала группа так называемых исследователей с большим количеством оборудования, состоящего из научной аппаратуры и всяких приспособлений. Группа состояла из нескольких учёных из Соединённых Штатов и одного или двух индийцев, сотрудничавших с ними. Они сказали Свами, что приехали для исследования природы самадхи и проводят научные эксперименты с участием йогинов Индии, способных входить в это состояние. Свами понимал всю нелепость таких экспериментов, но ради шутки согласился сотрудничать. Исследователи принялись прикреплять к его телу всевозможные электрические датчики и, когда всё было готово, попросили его войти в самадхи, чтобы иметь возможность сделать необходимые наблюдения, которые позволили бы им раскрыть секрет глубокого умственного погружения. Свами сделал то, что от него требовалось, и учёными были проведены какие-то сложные измерения. А когда эксперименты закончились, группа уехала, поблагодарив его за сотрудничество в этом научном предприятии. Йогин даже не побеспокоился о том, чтобы узнать, каковы были результаты этих исследований. Из этой истории видно, какого рода изыскания проводятся в лабораториях мира, чтобы раскрыть секреты ума и сознания, являющихся на самом деле великими тайнами бытия.

Любой человек, обладающий хотя бы каплей здравого смысла, может понять, что то, что эти энтузиасты смогли исследовать и измерить, в лучшем случае было физиологическими реакциями определённых умственных процессов, и даже обладая богатым воображением, они не смогли бы на основе полученных таким образом данных пролить хоть какой-нибудь свет на природу происходящих во время самадхи изменений в сознании. Ум и сознание являются настолько тонкими, что их движения и изменения не могут быть зарегистрированы с помощью грубых физических приборов. До тех пор, пока современные психологи будут настаивать на применении физических средств для исследования явлений и природы ума и сознания, они будут