нет. Важная концепция знания, проливающего свет на природу сознания, может быть сформулирована следующим образом.
Считается, что чистое сознание, являющееся запредельным состоянием, происходит из Абсолютной Реальности через таинственный процесс, который можно назвать дифференциацией диаметральных противоположностей. Позитивное состояние, возникшее в результате этой дифференциации, – это Сознание, тогда как негативное состояние, за неимением лучшего термина, можно назвать Силой. В высшем и тончайшем смысле как Космическое Сознание, так и Космическая Сила бесконечны, целокупны и полны потенциальности. А все проявления сознания и силы на более низких планах являются просто отражением или воплощением этих высочайших состояний на различных уровнях. В философии индуизма два высочайших принципа существования, которые являются основой субъективной и объективной сторон проявления, называются Шива и Шакти.
Ум в своей самой чистой и тонкой форме произошёл из дальнейшего разделения сознания в результате проникновения субъектно-объектных отношений в чистое нерасчлененное сознание. В своей самой тонкой форме это просто принцип, который мы называем Космическим Умом. Такой принцип – это не просто источник и основа субъективных ментальных явлений на всех уровнях бытия и сознания, но и Божественного Плана, формируемого на различных планах проявленной вселенной посредством соответствующих Логосов (Ишвар).
Особенно следует отметить, что ум, в сущности, имеет ту же самую природу, что и сознание, но отличается от него настолько, насколько света спектра отличается от белого света, из которого они возникает посредством дисперсии. И также как белый свет проявляет различные цвета различных объектов, на которые он падает, наделяя их собственными цветовыми аспектами, так же и сознание наделяет смыслом и важностью различные ментальные состояния, подпитывая их из своего неиссякаемого целокупного состояния. Итак, сознание служит не только основанием для всех ментальных явлений, но и является неиссякаемым источником смысла и значимости этих явлений.
Точно так же как чистое целокупное Сознание распадается на всевозможные ментальные состояния и служит их источником, таким же образом чистая целокупная Сила оказывается основой всех "качеств (свойств)", называемых на санскрите guna. Именно эти качества, которые в своих различных сочетаниях составляют объективный базис ментальных явлений, в своем высшем нерасчлененном состоянии в индуистской