литературу, которая выпускается столь представительными лабораториями, занимающимися исследованием психических явлений, чтобы понять, как ограничила себя современная психология, настаивающая на том, что человек – животное, а не духовное существо, и которая пытается исследовать ум только как ментальное явление, проявляющее себя исключительно через биологический мозг.
Хотя и трудно убедить современного психолога в том, что умственные явления могут быть исследованы только чисто ментальными средствами и что сознание может постичь только тот, кто освободился ото всех тончайших аспектов ума, но если он действительно хочет узнать подлинную природу ума и сознания, этот факт следует просто принять и действовать соответственно ему. Однако давайте пока оставим психологов вместе со всеми их "научными" методами, и перейдём к рассмотрению выводов и опыта тех, кто исследовал сознание чисто ментальными средствами, а также постиг подлинную природу ума и сознания. Короче, давайте посмотрим, что говорит йога относительно этих важных вопросов.
Здесь мы рассмотрим несколько строф из "Йога-сутр" Патанджали, которые проливают свет на природу сознания. Очевидно, что Патанджали не пытался объяснить, что такое сознание, но в этом тексте имеется несколько интересных мест, которые дают нам возможность заглянуть в его природу. Если мы изучим их внимательно и попытаемся понять их внутреннее значение, то сможем получить некоторое представление о природе сознания. Но для достижения ясности в данном вопросе следует получить ясное представление о всей философии и практике йоги.
Давайте начнем со строфы 1-41:
Kshina-vrhtter abhijatasyeva maner grahitri-grahana-gr?hyeshu tatstha-tadanjanat? sam?pattih
"В том случае, когда читта-вритти (ментальные модификации) почти исчезли, происходит слияние или полное взаимное поглощение познающего, познания и познаваемого как в случае с прозрачным драгоценным камнем, (лежащем на цветной поверхности)."
Эта строфа – одна из самых важных во всей книге и содержит несколько фундаментальных идей, касающихся природы сознания. Она указывает на тайну "знания через отождествление", технику йоги, которая используется для Самопостижения.
С помощью такого выразительного сравнения здесь пытаются донести ту истину, что сознание, функционирующее через один центр, может слиться с сознанием, функционирующим через другой центр, и первое существо может таким образом узнать, что содержится в сознании второго существа. Такова сущность техники Самадхи – Sabija и Nirbija. Te, кто изучали